Картельный сговор?
Цены на свои услуги коммерческие перевозчики в этом году повышают уже второй раз. С 1 января проезд подорожал до 30 рублей. Теперь за одну поездку в маршрутке жителям областной столицы придется платить уже 35 рублей. Конечно, эта новость самарцев не обрадовала.
«На каком основании перевозчики поднимают цены? Частники не закупают новые автобусы, не чинят их и не моют, они разваливаются на ходу, когда едешь - всё трясётся. За что мы должны платить?» - задает вопрос Наталья.
Разгневанные горожане даже обратились к депутату Госдумы от Самарской области Александру Хинштейну, попросив его разобраться в действиях перевозчиков. Люди считают, что подорожание проезда на 40% с начала года очень похоже на картельный сговор. Хинштейн направил запросы в ФАС России и генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность повышения платы за проезд. Аналогичные запросы в ведомства направила и глава Самары Елена Лапушкина.
Вопросы от жителей посыпались и в городской департамент транспорта, но его представители сообщили, что, согласно федеральному закону №220, стоимость в коммерческом пассажирском транспорте определяют сами перевозчики без согласования с органами исполнительной власти. Повышать же стоимость проезда у перевозчиков, работающих по муниципальному контракту, в этом году не планируется.
Выдавливают конкурентов?
Руководитель инициативной группы по возврату маршруток в Красноглинский район Юрий Николаев считает, что подорожание проезда в коммерческом автотранспорте связано с изменением правил пассажирских перевозок.
«С 1 июля во всех маршрутках должны быть установлены кассовый аппарат и тахограф. Это для частника дополнительные расходы, которые он стремится компенсировать за счет пассажиров», - говорит Юрий Николаев.
Один из самарских перевозчиков на условиях анонимности рассказал, что повышение проезда в частных маршрутках может быть связано и с выдавливанием с рынка перевозчиков, которые не подконтрольны предприятию «Самараавтогаз». По его словам, большая часть перевозчиков так или иначе связаны с этой компанией. Напомним, что именно «СамараАвтогаз» осуществляет и перевозки по муниципальному контракту.
«Я лично против такого повышения цены за проезд, так как это в первую очередь ударит по коммерческим перевозкам. Но мы были вынуждены её поднять. Скорее всего, это сделали для того, чтобы жители пересаживались на муниципальный транспорт - он стоит 28 рублей, а коммерческий 35. Жители стояли и ждали муниципальный автобус даже из-за двух рублей, а теперь разница в семь рублей», - считает Виталий.
«Я думаю, что это отголоски ликвидации муниципального предприятия «Пассажиравтотранс», когда в результате передела рынка бизнес многих перевозчиков стал значительно менее рентабельным, потому что произошла в некотором смысле монополизация этой сферы со стороны одного перевозчика. Есть мнение, что самые лучшие маршруты оказались в руках «СамараАвтогаза», и, видимо, в попытке каким-то образом увеличить свою доходность, частные перевозчики стали повышать цены», - считает депутат Самарской Губернской думы Михаил Матвеев.