Во время рытья котлованов под фундаменты то и дело встречаются глубокие колодцы, обширные погреба. А жители некоторых микрорайонов утверждают, что их дома держатся на честном слове, потому что были построены на пустотах. Большой пласт информации о подземельях собран самарскими краеведами Игорем Павловичем и Олегом Ратником.
Потайные ходы
Самарские диггеры считают, что крепость Самара была построена на месте потайного подземного скита. За сотни лет отшельники изрыли ходами из кельи в келью весь холм, где расположилась крепость. Она не могла обойтись без пороховых и продуктовых погребов, дренажных и колодезных устройств, тайных комнат и переходов. Это хозяйство спустя два века прибрали к рукам самарские купцы, расширив пространство и устроив в подземелье не только склады, но и небольшую рельсовую дорогу. Чуть позже эту систему ходов использовали белочехи, когда вышли подземными переходами в тыл красноармейцев, занимавших позиции на Хлебной площади. Под заводом Бенке (Средневолжский станкозавод на ул. Красноармейской) находилась его подземная часть, по площади не уступающая наземной. В начале XX века купец Сурошников прорыл из своего особняка на нынешней ул. Алексея Толстого подземный ход до Волги.
Вода со Дна
В 1885 г. в Самаре была создана уникальная система городского водопровода. Самая современная по тем временам водозаборная станция была расположена в районе нынешнего Ульяновского спуска (поэтому район Жигулёвского пивзавода и сейчас называют Дно). Сети протяжённостью 64 км к 1928 г. увеличились почти на 100 км. Есть предположение, что с 1901 по 1917 гг. в Самаре велось строительство канализационной системы, выходящей на остров Коровий. Во всяком случае, в 1903 г. на глубине от 15 до 6,5 сажени были заложены два подземных магистральных коллектора вдоль Самары и Волги. К началу XX века типичным подземным сооружением в городе стал тоннель. Высота его колебалась от 1,5 до 3 м, ширина составляла от 0,6 до 1,5 м. Кладка возводилась из обожжённого кирпича, а швы заливались раствором. Такое сооружение для отвода стоков было устроено вдоль ул.Чапаевской. Как раз в том районе пару лет назад чуть не ушёл под землю деревянный дом.
И просто пещеры
Карстовые пустоты существуют в районе улиц Аэродромной и Пензенской и в склонах многочисленных оврагов, выходящих к береговой линии Самарки. По архивным данным, самая протяжённая карстовая система Самары расположена в Красноглинском районе. Это пещера Братьев Греве, продолжение которой, как считают спелеологи, нужно искать под Волгой. А вот то, что её коридоры тянутся наверх, к посёлку Управленческий, местным хорошо известно. Например, в 80-е гг. под землю едва не ушёл угол новопостроенного здания школы №127 на ул Крайней.
Править из-под Земли
Систему бомбоубежищ начали строить в 30-е гг. Все крупные предприятия обеспечивались подземными укрытиями. Кроме бункера Сталина, в подземной Самаре расположено ещё несколько: бункер в районе Хлебной площади, известный как бункер Берии; бункер Калинина – под санаторием «Волга», а также небольшое укрытие под театром оперы и балета. Всего в Самаре известно 170 старых укрытий разной вместимости.
Секретные ветки
Легенда о старом самарском метро живёт уже много лет. При строительстве ветки якобы использовали тоннели, проложенные самарскими купцами от собственных предприятий до берега Волги. Есть тоннель под паровой мельницей Шахова (ул.Вилоновская,2). В архивах собрано множество рассказов самарцев о глубоких подземельях и курсировавших там поездах. Самая известная байка – о приезжем, севшем в метро в районе речного порта и успешно добравшемся до железнодорожного вокзала. Некоторые специалисты считают, что однажды будет найдена и узкоколейка, ведущая от бункера Сталина до Барбошиной поляны. И тогда она перейдёт, как это случилось с «несуществующим» вплоть до 90-х годов самим бункером Сталина, из альтернативной истории в реальную.
Вода вместо камня
Старые каменоломни недалеко от Хлебной площади ещё были нанесены на карту Куйбышева 1930 и 1935 гг. а путеводитель по Куйбышеву 1965 г. указывает на существование каменоломен недалеко от завода «Мягкая кровля», в районе от Первой просеки и в районе Томашева Колка. Всё еще не найденный, а посему мифологический объект – так называемая самарская водобойня – начиналась где-то под ул. Крупской, Пионерской и Водников и уходила под землю. Канал-река был настолько широк, что по нему можно было плавать на лодках. Кстати, в середине 80-х гг. на углу Крупской и Водников под землю ушёл троллейбус.