Солистов маловато
Каждый спектакль в обновлённом театре идёт с аншлагом. Самарцев в оперный прежде всего влечёт любопытство: пошли ли на пользу зданию и труппе гигантские средства, вложенные в его реконструкцию? Уже побывавшие на спектаклях зрители по-купечески богатым интерьером, буфетом и гардеробом удовлетворены. А вот на акустику жалуются - мол, слов поющих солистов не разобрать, а до балкона звуки музыки и пение доносятся с «перебоями». Хотя и техническая, и музыкальная экспертиза подтвердили – проблем с акустикой нет. И звукового дисбаланса между оркестром и солистом тоже никто из экспертов не заметил. - Правда, - уточнил художественный руководитель Сергей Куранов, - нашим артистам ещё надо учиться работать с акустикой, пока не у всех это получается. Да и солистов в нашем театре пока маловато. Вот в московской «Новой опере» выступает 70 солистов, а у нас тех же теноров всего восемь. Солистов для нашей оперы уже ищут в Московской консерватории.
Две дюжины «утят»
Нуждается театр и в новых артистах балета. На днях к нам прибыла очередная «партия» выпускников Пермского балетного училища, среди которых есть и японка. Так что легко можно увеличивать количество «маленьких лебедей» на сцене. До реконструкции на сцену могли выйти до 10 «гадких утят», сейчас знаменитый танец исполняют 24 артиста кордебалета. - Рекорда сцен мира – когда 40 лебедей одновременно танцуют на сцене, - добиваться не будем, - говорит главный балетмейстер театра Кирилл Шморгонер. - Хотя возможности самарской площадки велики. Он, кстати, пообещал, что, заполучив такую прекрасную сцену, постановщики спектаклей постараются использовать её «по полной». Одна из задумок - обновление спектакля «Щелкунчик», который идёт на сцене самарского театра почти 50 лет и зрителям изрядно поднадоел. Это будет сказочная феерия для взрослых с петардами, фейерверками и применением всей машинерии – света, звука, платформ для быстрой смены декораций.
Посильнее «Фауста»
К тому же такая, гала-площадка, работающая в нескольких форматах – классического звучания, электроакустики, позволяет проводить на сцене оперного грандиозные концерты. Только за один июнь, в завершение юбилейного сезона, зрители побывали на премьерах этого года – опере «Князь Игорь», балете «Анюта» и арт-проекте «Тенора XXI века», где выступили солисты «Новой оперы». Кстати, со столичной «Новой оперой» будет поставлен спектакль уже в новом сезоне. А 30 июня самарских меломанов ждёт совместный проект с «Альянс-франсез» - исполнение двумя французскими и двумя самарскими солистами «хитов» из оперы Гуно «Фауст». В других планах театра – приглашать самарцев на камерные концерты в колонном зале, где могут легко разместиться 150 зрителей. Есть также идея каким-то образом готовить зрителей к прослушиванию оперы. - Как воплотить, пока не решили, - призналась директор оперного Наталья Глухова. Но самарцам, отправляющимся в театр, нужно помнить, опера – это вид искусства, требующий подготовки. Во всём мире оперы исполняют на родном языке композитора. И «Борис Годунов» в «Метрополитен» звучит на русском. Можно, конечно, над сценой разместить «бегущую строку», как это делают в некоторых театрах. Но это, по мнению режиссёров и дирижёров, отвлечёт слушателя от музыки, которой надо наслаждаться.