На территории нынешнего парка им. Гагарина в сталинскую эпоху были расстреляны и захоронены около двух с половиной тысяч человек, в большинстве своём несправедливо обвинённых. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поэтому считает, что возведение храма на крови – дань благодарности и этим людям, освятившим своими страданиями самарскую землю. Как объяснил владыка, это очень тяжёлое событие в нашей истории, но в память святых не служится панихида, в память святых радуются, ведь они молятся за нас.
В так называемом Соборе самарских святых, которым посвящён храм, более двадцати мучеников, которые в разные годы были канонизированы русской православной церковью. Самые известные среди них - святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, священник Александр (Трапицын), святые праведные Александр и Пётр Чагринские, священномученик Константин Сухов. Все они в разное время служили в храмах самарской епархии, были известны строгой жизнью, любимы прихожанами, а некоторые из них ещё при жизни имели дар исцеления людей. По словам священника Виталия Германова, долго не удавалось найти подходящий проект для этого места, ведь храм должен был стать символом общей молитвы к Богу.
После долгих раздумий за основу храма был взят готовый проект храма в селе Ташёлка. Была поставлена задача переделать рабочие чертежи того храма, сохранив инженерную часть, но изменив архитектуру. Была выбрана архитектура московского барокко, или, как его ещё называют, «нарышкинского барокко», названного так в честь матери Петра Первого. Именно её родственники строили первые такие роскошные здания и церкви. - В самарском проекте этот стиль отражён, например, в характерных окнах и многочисленных «кокошниках». Ряды этих элементов символизируют вознесение вверх, движение к Богу. С этим связаны и необычные пропорции, и расположение глав церкви – они собраны вместе и заметно вытянуты вверх.
Весь храм также увеличен в размерах и напоминает единое пламя свечи. Цветовое решение церкви также несколько необычно по сравнению с другими храмами Самары, оно во многом позаимствовано от Богоявленского храма в Москве. От синего через белый к бирюзовому на кирпичном цоколе темно-красного цвета. Кстати, чтобы колокольня не отвлекала внимание от главной архитектурной группы, пришлось сделать её ниже. Тем не менее звонница у нас получилась, как говорят, одна из лучших в Самарской губернии, - радуется красоте Божьего дома батюшка. - Храм удался и с точки зрения внутренней акустики. Специальных расчётов мы не делали, хотя, например, на Западе это давно поставлено на научную основу. Мы просто изучили опыт храмов Западной Европы и Сербии и учли рекомендации специалистов.