https://zen.yandex.ru/id/5fa14a873aef727096147053
328

Коммунальная сфера Самары страдает из-за землятресений

Причиной многочисленных коммунальных аварий В Самаре могут быть землетрясения и подвижки земной коры.

Геологические изыскания, изучение сейсмической активности нашего региона, а главное - отражённые на карте Самары места тектонических разломов в точности совпадающие с провалами на самарских дорогах, это подтверждают. Более того, провалы, когда под ногами неожиданно разверзается земля, будут всё более распространенным явлением, констатируют геологи. Вот и фильм о катастрофе в подземелье снимали в Самаре. Не станет ли это для города пророчеством? Как глубоко мы можем однажды уйти под землю?

Дрожим постоянно

Принято считать, что Самарская область, расположенная на устойчивой Восточно-Европейской платформе, относится к сейсмобезопасным регионам. Однако в ходе исследования на территории Самарской Луки в 2001-2008 годах геофизики отметили постоянный рост сейсмической активности.

- Если в 2001 г. зафиксировано лишь 7 сейсмических событий, то в 2007 г. - 19, а в 2008 г. - 41. Интенсивность землетрясений при этом составляла 1-3 балла. Тогда на территории области работало пять сейсмостанций. Но в кризисные времена финансирование было свёрнуто. И в настоящее время действует только одна - рядом с Жигулёвской ГЭС, - рассказывает геофизик, главный инженер Волжского отделения Института геологии и разработки горючих ископаемых Владимир Яковлев. - Но в 2012 году геологи института, занимаясь исследованиями нефтеносных слоёв, поставили 20 временных сейсмостанций. Мониторинг в течение небольшого отрезка времени показал: тектоническая активность в нашем регионе растёт. По силе толчки невелики и сопоставимы с вибрациями от проходящего неподалеку трамвая. Но постоянная тряска коры влияет на карбонатные разрезы - песок, известняки, карст, на котором, кстати, расположена Самара.

Андрей Мальцев, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Инженерная геология, основания и фундаменты» Самарского государственного архитектурно-строительного университета:
- Процесс изменения свойств грунтов может идти быстро, например, если вода замачивает просадочные грунты. Но возможен и длительный процесс, например, образование пустот в карстующих породах. Он часто происходит в грунтовых массивах, служащих основаниями зданий и сооружений города Самары. Понятно, что мы не всегда его можем наблюдать воочию, а лишь в тех случаях, когда карст имеет поверхностные проявления. Однако нередки случаи образования подземного карста, который может быть обнаружен только изысканиями. К сожалению, сегодня диагностику и мониторинг состояния грунтовых массивов не производят. Поэтому пустоты в грунтовых массивах обнаруживают, как правило, в процессе проведения изысканий на площадках под конкретные здания либо по факту провала, например, дорожного полотна. В Самаре довольно много районов, расположенных на карстовых грунтах. Это правобережье реки Самары, в районе улиц Структурной, Дзержинского, ул. Карьерной и др., в посёлке Кузнецовых. Кроме того, волжский склон в Октябрьском и Промышленном районах также стоит на карстовых породах. Эти площадки мы эксплуатируем и застраиваем и часто сталкиваемся с нежелательными явлениями в грунтах. Поэтому сейчас проблема исследования состояния грунтовых оснований и геомониторинга территории Самары для строительной отрасли региона очень актуальна. Я не раз обращался в правительство с предложением создать службу мониторинга геологических процессов на территории Самары, но средств на это нет. Вот и боремся с последствиями. Хотя надо бы прогнозировать!

Это постоянное подрагивание ведёт к образованию в разрезах множества миниатюрных разломов на глубине от 100 до 300 метров. Они-то, как уверяет геолог, и влияют на наше подземное коммунальное хозяйство.

По территории Самары проходит несколько линий геологических разломов и зон с разной скоростью движения земной коры, достигающей 0-6 мм в год. Сооружения, расположенные на линиях пересечения фрагментов земной коры, имеющих разные скорости либо разные направления движения, со временем могут деформироваться. Так считает аспирант кафедры автоматических систем энергетических установок Самарского аэрокосмического университета Николай Трегуб.

- Для меня оставалась непонятной причина, по которой провалы машин в Самаре, широко освещенные СМИ в 2011-2013 годах, располагались фактически на прямой линии, - говорит молодой учёный. - Пока я не познакомился с исследованиями учёных из Екатеринбурга. Они доказали, что порывы подземных коммуникаций могут быть вызваны подвижками земной коры.
Учёный сопоставил точки провалов на территории Самары с точками тектонических сдвигов. И назвал наиболее сильные «оси зла» - это линия от стрелки реки Самары и Волги по улице Молодогвардейской, улица Ново-Садовая, Московское шоссе, проспект Ленина.

Александр Сидоров, кандидат физико-математических наук, директор геологического музея Самарского государственного технического университета:
- Земля «под нами» действительно находится в постоянном движении, в ней происходят постоянные вибрации, мелкие толчки. Объяснять провалы на дорогах такими мелкими толчками внутри земной коры - это больше на руку горе-строителям. Сотрясение дорог вызывает любая тяжёлая техника, передвигающаяся или работающая на трассах. Прибавьте сюда грунтовые воды, заболачивание, высыхание - то есть любые изменения, происходящие в почве - вот и получите провалы на дорогах. Надо разбираться в каждом конкретном случае. Но не уверен, что стоит списывать причины возникновения ям на дорогах на чрезвычайные ситуации типа мини-землетрясений в недрах Земли. Толчки эти, по большому счёту, и ЧС-то нельзя назвать, так как это обычные геологические процессы.

Город пучит

Подземный город хорошо исследован самарскими диггерами. Изучая подземелье, они насчитали целых семь уровней пустот: от старой самарской водобойни, когда-то проложенной под старым городом, до военных бункеров и канализационной системы, ведущей за Самарку. А вот какой «движняк» грунта происходит под городом, можно предположить лишь теоретически. Геологи объясняют, что одна из пород, например, меняет объём при изменении температуры, а другая порода к действию температуры слабочувствительна. В результате там, где порода разбухла, трубопровод испытывает растягивающие напряжения. И однажды он дает трещину намного раньше, чем дал бы в условиях однородного грунта. Это же касается объёмного расширения или сжатия некоторых пород под действием влаги. Например, после недели ливней одна часть территории вспучивается и приподнимает или деформирует конструкции, расположенные на стыке этих пород с нечувствительными к влаге породами. Кстати, вполне можно ожидать, что прошедшая снежная зима и огромное количество влаги, проникшей в городской грунт, станет в этом году причиной множественных провалов на территории губернской столицы.

Вода - страшная сила

Геологи и строители не исключают, что динамика земли как-то может влиять на коммунальные сети, провалы на дорогах и просадку зданий. Самарским проектировщикам, кстати, в настоящее время рекомендуют делать проекты с учётом сейсмоактивности в шесть баллов. Причина порывов и провалов скорее всего не природная, а техногенная. Хотя и сама по себе вода - природная сила, которая ещё не вполне изучена человеком. В строительстве она опасна практически для любых грунтов. Природная вода ухудшает их свойства, вымывает и растворяет породы. В результате этого могут образовываться подземные полости. Ещё опаснее, если в грунт попадает «техногенная» вода - химически активная, с щелочами или кислотами. Именно такие протечки образуются в результате аварий на водоводах, коммуникациях. Ведь на нашем подземном хозяйстве капитального ремонта не проводили почти полвека.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах