aif.ru counter
143

Самарской космической отрасли мешает коррупция

Но до этого сообщения самарцев встревожила новость другая. На официальном сайте Российского космического агентства была опубликована госпрограмма «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы». В этом многостраничном тексте предприятие, многие годы занимающее ведущие позиции в строительстве космических кораблей и аппаратов - «ЦСКБ-Прогресс», не упоминается. Понятно, что конкуренция на мировом рынке космических услуг усиливается. Но неужели Самара так безнадёжно отстала, что уже не способна сохранить свои завоёванные позиции в космической отрасли?

Прощай, «Союз»

Российские планы по освоению космического пространства амбициозны: это и развитие космодромов, и научное изучение Солнечной системы, и реализация лунных проектов, и совершенствование системы ГЛОНАСС. Наконец, строительство мощных космических кораблей нового поколения. К последнему пункту самарские конструкторы и учёные имеют самое непосредственное отношение.

Начиная с 60-х Куйбышев, а затем Самара участвовала во многих программах по освоению внеземного пространства. Сейчас же, вспоминая былые свои заслуги, самарские ветераны космостроения грустно улыбаются. А губернатор Николай Меркушкин недавно во всеуслышание заявил, что традиционные технологические темпы «ЦСКБ-Прогресс» не всегда соответствуют вызовам рынка. «Нам нужен новый уровень работы с инновациями, новые конкурентные преимущества», - сказал он, прямо обращаясь к главе ЦСКБ Александру Кирилину.

Действительно, как говорит бывший заместитель генерального конструктора ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Георгий Фомин, мы сейчас работаем из того задела, что был в прошлые годы. «Прикладная наука должна опережать производство на 5-7 лет, а фундаментальная - минимум на 10-15 лет. Сейчас всё как-то не торопясь, вразвалочку... А раньше как было? В январе 1958 года вышло постановление правительства о переводе «Прогресса» на производство ракетной техники, а в декабре этого же года уже выпустили 3 ракеты. За полгода почти до основ снесли старый завод, поставили новое оборудование, создали производство!» - говорит Георгий Фомин.

Из текста программы понятно, что Роскосмос готовит смену нашему, самарскому «Союзу»: в планах постройка новой космической транспортной системы ППТС - перспективной пилотируемой транспортной системы. Этот пилотируемый космический модуль должен выполнять задачи не только в околоземном пространстве, но и доставлять людей на Луну и обратно. Правда, пока что он существует лишь в виде проекта, а построить первый экземпляр обещают к 2017 году. Планировалось её создание ещё с конца 80-х  на базе «Ангары» или «Руси-М». Но в новой программе прописано, что должен быть создан и принят в эксплуатацию космический ракетный комплекс «Ангара-А5». А про «Русь-М», работы по которому велись в «ЦСКБ-Прогресс», нет ни слова. Конечно, и в этом убеждён Георгий Евгеньевич, необходимость создания ракеты нового поколения «Ангара-А5» как средства выведения аппаратов актуальна и обоснована. Но делать ставку только на «Ангару» неправильно. «Это чревато большим риском. Следовало бы строить минимум две линейки средств выведения - например, семейство «Ангара» и семейство «Русь-М» с применением на блоках первых ступеней различных типов двигателей, например, типа РД и типа самарского НК» - считает Фомин.

Но пока, по мнению Фомина, ракетам-носителям типа «Союз» равных нет. С ним согласен и его коллега, бывший первый заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс» Александр Чечин. «По числу запусков наши ракеты пока на первом месте. К тому же именно «Союз» широко используется на космодроме в Куру, для чего была проведена крупнейшая модернизация ракеты. Но американцы наверняка ведут работы по созданию такой же ракеты. Иностранцы же пока используют нашу. Они «ерунду» не возьмут. У них нет коррупционной договорённости. А у нас гигантская коррупционная сеть опутала всю нашу экономику. Если раньше в нашей отрасли было распределение тематики: ты занимаешься ракетами среднего класса, ты - тяжёлыми, и это поддерживалось, то теперь под предлогом того, что должна быть конкуренция, организуются тендеры, а затем разводят руками - ты проиграл! В результате - истории с «Булавой»... Распределение средств в космической отрасли идёт не по возможностям предприятий, а по потребностям жадных коррупционеров» - говорит Александр Чечин.

Выходит, причину того, что Самару космические заказчики обходят стороной, специалисты видят прежде всего в коррупции? Об этом заявил и бывший заместитель главного конструктора ЦСКБ Михаил Шум.  «Как великая космическая держава Россия потеряла статус давно и живет на прошлых заслугах. А нынешних достижений - никаких, сплошной провал во всех делах. Всё идёт от тотальной коррупции. Никто не думает о науке. В 2007 году я был на юбилее космодрома Плесецк. Все фотографировались на фоне стартового комплекса «Ангара». А нам тамошние специалисты говорят: не стоит, она никогда не полетит… Один только старт под «новую» ракету переделывался три раза. И в то же самое время, когда под эту «Ангару» закопали миллиарды рублей, нам, самарцам, не давали нашу «семёрку» модернизировать. Говорили, будет универсальный базовый носитель. Его нет до сих пор, а «семёрка» - «Союз» - возит с трёх космодромов планеты» - говорит Михаил Шум.

Поехали… помаленьку!

В «ЦСКБ-Прогресс» говорить о далёких перспективах не захотели. Мол, всё будет зависеть от тех же пресловутых тендеров. В планах на 2013 год - 28 пусковых кампаний. Из них 4 - с Куру. По программе МКС запланировано 8 запусков - 4 пилотируемых и 4 транспортных космических корабля.

В 2013 году в ЦСКБ надеются запустить два космических аппарата. Только два! Между тем когда-то сделанные на этом предприятии спутники буквально толклись на разных околоземных орбитах. Ветераны вспоминают, что ещё бамовцы использовали информацию с произведенных в Самаре спутников, когда дорогу прокладывали, особенно там, где нужно было строить тоннели и мосты. И только для дистанционного зондирования поверхности Земли наше предприятие создало более 80 спутников «Ресурс Ф-1» и «Ресурс Ф-2», они 16 лет бороздили космос. Благодаря информации, полученной с них, строились нефтепровод «Дружба», протяженные газовые магистрали, были открыты громадные запасы пресной воды в Казахстане, места запасов газа, нефти, золота. Благодаря космическим аппаратам, и самарским в том числе, прогноз погоды стал более точным. А аппарат «Бион» впервые вывел на орбиту мелкую живность.

В настоящее время, согласно той же российской программе, работы по биологическим и технологическим исследованиям свертываются. И может статься, «Бион» окажется последним из могикан. «ЦСКБ-Прогресс» также займется форсированным созданием спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и картографии. Их число должно вырасти до 24. Задача трудновыполнимая, особенно если учесть, что помимо них нужно будет еще и нарастить орбитальную группировку систем фиксированной связи до 39 аппаратов (правда, спутники связи скорее всего будет делать уже другое предприятие).

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах