Самара, 15 апреля - АиФ-Самара. 12 апреля 1961 года весь мир был взволнован известием о выводе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту. Вся страна гордилась, что Гагарин наш, советский, что мы в этот момент были «впереди планеты всей». А куйбышевцы радовались больше, ведь все знали, что город к полёту имеет прямое отношение. Все знали, что первые две ступени гагаринской ракеты были сделаны в нашем городе, что самолёт с Гагариным приземлился на аэродроме завода «Прогресс» и что первые дни после полёта он провёл у нас.
И очередную дату первого полёта человека в космос в столице губернии мы отмечаем как общегородской праздник. Тем более поводы гордиться достижениями нашей космической промышленности всегда были, есть и будут. До сих пор самые надежные и дешёвые ракеты-носители «Союз» делаются в Самаре. Они еженедельно стартуют с трёх космодромов мира. Самарскими двигателями оснащены американские ракеты среднего класса. Наши земляки принимают участие в эксплуатации космодрома Куру и строительстве космодрома Восточный.
А начиная с этого года авиакосмическая промышленность региона выходит на новый широкий «виток». По итогам конкурса, проведенного Минэкономразвития РФ, заявка Самарской области на формирование авиакосмического кластера вошла в число победителей. И теперь начиная с 2013 года ежегодно в течение четырёх лет, до 2016 года, самарский авиакосмический кластер будет получать на своё развитие по 5 млрд рублей.
Самарский авиакосмический кластер - единственный в стране, где на территории одного региона сконцентрирован полный цикл производства всего спектра авиакосмической техники. Его основу составляют предприятия ракетно-космического машиностроения, авиастроения, двигателе- и агрегатостроения, научно-исследовательские организации.
МНЕНИЕ
Георгий Фомин, бывший зам. генерального конструктора
ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»:
- Наш город рос и развивался вместе с авиационной, а затем ракетной и космической техникой. Мне нравится, что у нас есть на постаменте подлинный самолет Ил-2 и есть устремленная ввысь ракета-носитель «Союз-У» в пилотируемом варианте. Мне бы хотелось видеть на какой-нибудь площади города подлинный самолет Ту-154 (их было изготовлено заводом «Авиакор» около 1000), межконтинентальную баллистическую ракету Р-9 (их изготавливал завод «Прогресс») и макет крылатой ракеты «Буря» в сборе с ракетными ускорителями - в натуральную величину. В изготовлении «Бури» активное участие принимал завод «Авиакор».
Надежда Богданова, директор музея аэрокосмического университета:
- Неплохо будет, если в городе появятся памятники первым космонавтам, которые у нас здесь побывали: Гагарину, Титову, Терешковой, Быковскому, Николаеву.
Елена Кузина, директор музея «Самара Космическая»:
- Космонавт - почётная профессия, все эти ребята - настоящие герои. Но делают ракеты, на которых они летают, наши, самарские учёные, конструкторы. Надо понимать ценность этих людей и отдавать дань, пока они живы. Памятник может выглядеть как аллея ракетостроителей с оттисками прямо на асфальте или, может быть, на каком-то возвышении кистей рук всех этих тружеников. А ещё хотелось бы предложить нашим властям возродить Школу космонавтов. Говорим же мы о создании авиакосмического кластера. Почему забываем о его «начальном» звене? Где, как не в школе, формируются уважение и интерес к рабочим и инженерным специальностям? Такая средняя школа работает на Байконуре. Может, и нам пора вспомнить об утерянных традициях воспитания будущих кадров для авиа- и ракетостроения?