У самарского «Волга-Кредит банка» лицензию отозвали 30 декабря 2014 года. Вкладчикам «ВКБ», можно сказать, «повезло»: днём раньше вступил в силу федеральный закон о повышении страхового покрытия банковских вкладов физических лиц и индивидуальных предпринимателей с 700 тыс. руб. до 1,4 млн руб. Проще говоря, под защитой государства оказались не только те, кто вложил в банк небольшие суммы, но и те, кто держит на счетах до полутора миллионов.
19 января «Cбербанк России» и КБ «Ренессанс Кредит», уполномоченные выдавать гражданам компенсации, начали приём заявлений. Придя в офисы банков, самарчане с ужасом обнаружили, что в реестре вкладчиков записаны совсем не те суммы, которые лежали на их счетах в «ВКБ».
«В понедельник муж пошёл в отделение Сбербанка на ул. Авроры. Написал заявление на возврат вклада, ему дали выписку на 30 тыс. руб.! Хотя на счету у нас лежало 300 тыс., и эта же сумма указана в договоре. Что делать? «Пишите заявление о несогласии». Заявление у нас взяли, отксерили все документы, подтверждающие сумму вклада. Сказали, что жалобу будут рассматривать 2-3 месяца. Хотя в законе написано, что банк обязан рассмотреть претензию клиента в течение 10 дней», - рассказывает самарчанка Ольга Калядина.
Ветеран труда Владимир Лозовский копил в «ВКБ» на квартиру для дочери. И у него, и у дочки лежало на счетах по 700 тыс. руб. Оставалось подсобрать ещё немного - и квартира в кармане.
«Но, когда мы обратились за вкладами, мне выдали только 100 тыс. руб., а дочери - 72 тыс. руб. Как-то разъяснить ситуацию отказались. В очереди стояли и другие люди, и только одному из всех выдали полную сумму вклада. Остальные получили гораздо меньше. Я написал заявление, однако ответ по нему дадут только в течение месяца. Переживаем: для нас с дочкой это очень серьёзная сумма», - рассказал ветеран.
«У меня было два вклада общей суммой примерно на 560 тыс. руб. Выплату мне назначили в три раза меньше - 178 тыс. Что делать, куда жаловаться – непонятно», - рассказала ещё одна пострадавшая Евгения Зернова.
Около 50 вкладчиков уже обратились в полицию с заявлениями о хищении денег. Кстати, всего в Самарской области более 9 тыс. вкладчиков «ВКБ», так что правоохранителям следует ждать огромного потока жалоб.
Виновата бухгалтерия?
«Сбербанк является банком-агентом по выплатам, которые производятся согласно реестру Агентства по страхованию вкладов (АСВ). В случае несогласия с суммой возмещения клиент заполняет в отделении банка соответствующее заявление, которое направляется на рассмотрение в Агентство по страхованию вкладов (АСВ)», - рассказала Людмила Хиль, специалист управления маркетинга и коммуникаций Поволжского банка ОАО «Сбербанк России».
В «Агентстве по страхованию вкладов» пояснили, что выплаты осуществляются в соответствии с реестром обязательств, сформированным на основании данных бухгалтерского учёта лопнувшего банка.
«На сегодняшний день более 3,4 тыс. вкладчиков ОАО «ВКБ» получили страховое возмещение в размере 1,5 млрд рублей. Кроме того, в Агентство обратился ряд вкладчиков, не согласных с размером возмещения по вкладам. Мы намерены провести все необходимые мероприятия для выяснения причин несоответствия сведений в бухгалтерском учете банка, в том числе, в случае необходимости, с привлечением правоохранительных органов», - говорится в официальном заявлении АСВ.
Иными словами, виноваты, по мнению АСВ, вовсе не они, а бухгалтера лопнувшего банка, которые что-то нахимичили со счетами. Что делать? Писать заявление о несогласии и ждать его рассмотрения - по-видимому, другого рецепта нет.
Мы отправили в АСВ подробный запрос, в котором уточнили: можно ли гарантировать, что граждане всё равно получат свои деньги, даже если средства были украдены со счетов «ВКБ»? Ведь государство страхует вклады граждан от любых противоправных действий. В ближайшее время ждём ответа и будем информировать вас о развитии событий.
Информацию о выплатах бывшие вкладчики ОАО «ВКБ» могут получить по телефонам «горячих линий»:
ОАО «Cбербанк России» - 8-800-555-55-50
КБ «Ренессанс Кредит» - 8-800-700-61-15
Агентство по страхованию вкладов - 8-800-200-08-05