С приходом на должность генерального директора ОАО «ТЭК» Владимира ЧУГУРОВА в 2008 году на предприятии взяли курс на модернизацию систем теплоснабжения Чапаевска. Сегодня на балансе предприятия 77,5 км тепловых сетей. Их обслуживают мобильные аварийные бригады в круглосуточном режиме. Компания эксплуатирует 8 котельных по производству тепловой энергии в разных районах города. «Аварийные ситуации в принципе и особенно в отопительный период стремимся свести к нулю. Ежегодно производится реконструкция ветхих тепловых сетей и устаревшего котельного оборудования.
Только в 2013-2014 гг. установили четыре водогрейных котла взамен изношенных и морально устаревших», - рассказывает Владимир Чугуров. Главный экономист предприятия Светлана МАРТЮШЕВА сообщила, что в прошлом году на эти цели направили 48 млн руб., из которых 34 млн руб.- бюджетные, а 16 млн руб. собственные средства компании.
По словам гендиректора, потребность в обновлении теплоснабжающего оборудования возникла, в основном, потому, что в последние годы город активно развивается: строятся новые объекты, в том числе жилые дома, объекты соцкультбыта, развивается инфраструктура.
Срок эксплуатации нового котельного оборудования составляет 15 лет, поэтому, наблюдая, насколько ответственно колллектив ОАО «ТЭК» относится к своей работе, можно с уверенностью утверждать, что новые котлы прослужат долго. Закупают котельное оборудование не только за границей, но и в России. «Отечественное оборудование не уступает европейским аналогам по качеству, а потому мы отдаем предпочтение российскому производителю. К тому же наши котлы дешевле, что не менее важно», - говорит Владимир Чугуров.
Работают сутками
Благодаря слаженной работе коллектива ОАО «ТЭК» готовность к отопительному сезону в Чапаевске была уже к началу сентября. В квартиры стабильно подают не только отопление, но и горячую воду. «Основная цель компании - обеспечить надежное, бесперебойное теплоснабжение города, чтобы жить здесь было комфортно всем. Мой рабочий день начинается не позднее 6.30 утра. В это время я собираю диспетчеров, которые докладывают о возникших за период дежурства нарушениях хода производственного процесса, принятых мерах к их устранению, поступивших заявлениях от жителей. При наличии жалоб населения организуем незамедлительную работу по устранению причин их возникновения», - рассказал нам Владимир Чугуров.
Слова гендиректора подтверждает опыт общения редакции «АиФ-Самара» с жителями города, которые утверждают, что в Чапаевске ситуация совершенно уникальная: забыли, когда в последний раз в квартирах в отопительный период было холодно. «Работу действительно видно: в городе меняют сети, процесс идёт», - говорят горожане.
По словам пенсионерки Марии МАКАРОВОЙ, в последние годы в городе не было серьёзных коммунальных аварий: «По крайней мере, я не припомню, чтобы из-за прорывов труб нам перекрывали тепло. Отопление хорошее, мы не жалуемся».
Впрочем, чтобы получить столь высокую оценку горожан, сотрудникам компании приходится много трудиться. «Сразу по окончании отопительного сезона начинается подготовка к новому периоду: проводятся гидравлические испытания систем теплоснабжения, разрабатываются и утверждаются плановые ремонты теплового оборудования. Чтобы не доставлять лишний дискомфорт людям, опрессовку проводим отдельно по районам, в каждом не более двух недель. И это время для нас не менее напряжённое, чем зимнее круглосуточное дежурство», - уверяет гендиректор компании.
Реализация полного комплекса мероприятий, необходимого для качественного и бесперебойного теплоснабжения города, существенно осложняется несвоеременной оплатой отдельной частью населения потребленной тепловой энергии. На сегодняшний день долг населения перед ОАО «ТЭК» - свыше 200 млн руб. Предприятию приходится компенсировать нехватку денежных средств, вызванную большой дебиторской задолженностью, банковскими кредитами, за пользование которыми приходится платить немалые проценты.
По другому обеспечить бесперебойное теплоснабжение нельзя, поскольку львиная доля затрат предприятия - это плата за газ и электроэнергию, используемую для выработки тепла. Владимир Чугуров с сожалением отмечает: «Действующее законодательство не запрещает газовикам и электрикам прекращать поставку газа и электричества на котельные в случае несвоевременной оплаты этих ресурсов нашим предприятием, поэтому мы вынуждены привлекать кредитные ресурсы. В летний же период существенную долю доходов приходится направлять на погашение процентов по банковским кредитам».
И резюмирует: «Поэтому своевременная оплата абонентами услуг ТЭК для нас очень важна!»
Пережить экономические трудности компания намерена за счёт проведения мероприятий по энергосбережению. В первую очередь речь идёт о новых водогрейных котлах, в работе которых предусмотрены ресурсосберегающие технологии, в том числе автоматизация систем управления котельновспомогательным оборудованием. Второе - замена старых труб на новые, предизолированные. «Если раньше трубы располагались на поверхности и мы систематически производили их изоляцию, то теперь прокладка теплотрасс в основном производится в подземном исполнении трубами, изолированными в заводских условиях. Гарантийный срок эксплуатации таких сооружений - целых 50 лет! Это позволит не думать о замене сетей и авариях на протяжении всего этого времени», - продолжает рассказ генеральный директор.
Люди в приоритете
Очевидно, что работать в столь напряжённом графике невозможно, если нет сплочённого коллектива. Сегодня число сотрудников компании - свыше 350 человек. На предприятии успешно функционирует профсоюзное объединение работников. Его лидер Анна МУЛИНА рассказала, что забота о сотрудниках ведётся в разных направлениях: им оказывают материальную помощь, все желающие работники за счёт средств предприятия получают лечение в диагностическом центре, посещают городской бассейн. Подарки детям работников к Новому году и самим сотрудникам к различным датам давно стали приятной традицией для коллектива. Социальные гарантии работникам предусмотрены действующим на предприятии коллективным договором, который также даёт право на ежегодные оплачиваемые отпуска за выслугу лет, за работу во вредных условиях, предполагает повышение квалификации работников и проведение праздничных и спортивных мероприятий.
Отметим, что этот важнейший документ, который регламентирует взаимоотношения работников и работодателя, существует далеко не на каждом предприятии. Компания в полной мере несёт социальную ответственность: выполняет предписанные государством квоты по трудоустройству инвалидов, ежегодно производит индексацию заработной платы.
«Если в 2013 году средняя заработная плата на предприятии была 15,5 тыс. руб. в месяц, то сейчас - 19 тыс., - говорит заместитель директора компании Владимир КОТОВ
. - Кроме того, в работе с социально незащищенными слоями населения компания практикует индивидуальный подход к каждому абоненту, например, предоставляет рассрочку в погашении задолженности. Также по мере возможности помогаем благотворительным фондам, школам и другим социально значимым учреждениям Чапаевска».