Почему дети боятся отвечать на уроках?
С этим вопросом разбирается детский психолог Елена Гудушина.
Причины могут быть разные:
Индивидуальные особенности ребенка. Много внимания вызывает у ребёнка чрезмерное волнение, с которым ему трудно справиться. В итоге каждый выход к доске превращается в непростое испытание, которого ребёнок будет стараться избежать.
Перфекционизм. Страх ошибиться или ответить недостаточно хорошо. Есть идея, что ребенок, который отвечает у доски, должен идеально знать материал и отвечать на твердую «5». Здесь происходит столкновение своих представление о себе и реальности (в хорошем варианте). Встреча с: «я не так хорош, как хотелось бы», даётся непросто. Даже взрослым. Нужно много поддержки для проживания такого непростого переживания.
Страх унижения. Наверное, у многих есть воспоминания об учителе, на уроке которого выход к доске становился настоящим кошмаром. После ответа хотелось плакать, убежать или даже совсем исчезнуть. Если у ребёнка есть такой опыт и его никто не поддержал, не выслушал. Может быть, даже посмеялся, то неизбежен и страх перед его возможным повторением.
Напряженные отношения в группе детей. Могут быть просто конфликтные отношения, а могут быть и элементы буллинга или травли. Тут важно пометить, что зачастую в таких ситуациях учитель не включается или на словах поддерживает такую форму отношений в классе.
Что делать?
1. Обязательно говорить об этом с тем, с кем возможно. Это самое главное.
2. При напряженных отношениях в группе важно предпринимать меры не только с самим ребёнком, но и обращать внимание на саму группу, а также учителя.
3. В первых трех причинах можно работать с ребёнком, индивидуально. Помогать ему развивать навыки самопомощи, повышать его самооценку. Это можно делать с помощью детского психолога.
4. Создавать и поддерживать доверительные отношения с ребенком, говорить о его сложностях, помогать в них разбираться. Ведь мы все иногда боимся, и это нормально. Тяжело, если мы не знаем, что делать со страхом, как с ним продолжать идти, а не замирать.
5. Если ребёнок боится выходить к доске на уроках конкретного учителя, то я убеждена: нужно говорить и с учителем.
«Последствия от нарушения таких сложностей могут быть очень разные. Они могут быть связаны с самооценкой, недоверием миру и людям в целом, невозможностью постоять за себя и пр. Вероятность непростых последствий возрастает с увеличением продолжительности пребывания ребёнка в этой непростой жизненной ситуации в одиночку. Сама возможность рассказывать об этом, быть понятым и встреченным, поддерживающим взрослым или другом, уже многое даёт для разрешения ситуации», — комментирует психолог.