В детстве я мечтала стать милиционером. Недавно мечта исполнилась.
На несколько дней меня взяли оперативником в оперативно-розыскную часть (ОРЧ КМ по БЭП N2 при ГУВД по Самарской области). Как говорят, журналист поменял профессию. Подразделение, куда я попала - уникальное, в России таких больше нет. Оно занимается исключительно защитой от преступных посягательств топливно-энергетического комплекса нашей губернии. В том числе газо- и нефтепроводов.
Понюхала пороху
Любой оперативник должен метко стрелять. Поэтому занятие по огневой подготовке в центре профессиональной подготовки оказалось кстати. Я стреляла первый раз в жизни. Два выстрела "ушли" в пол. Последний - в "восьмерку" мишени. Жаль, что пистолет Макарова был заряжен всего тремя патронами. Динамика обнадёживала. Понюхав пороху, я приступила к работе.
Деревенский детектив
Начальник оперативно-розыскной части Дмитрий Сухоребров определил меня в состав группы, которая поехала на задержание. Гражданин Ю-в находился в розыске с ноября прошлого года, и вот наконец удача. По дороге в село Покровка Кинельского района старший опергруппы Андрей ввёл меня в курс дела. Подозреваемый Ю-в, по мнению следствия, в свои неполные 34 года успел набраться криминального опыта по хищению нефтепродуктов. Сначала он подвизался на этом поприще в "организованной преступной группе" своего дяди. После её разгрома перешёл в другую ОПГ. Промышляли в Кинельском и Большеглушицком районах. "Трудовой коллектив" был большой. Следствию известны имена 24 жуликов и шести их пособников - сотрудников собственной безопасности ОАО, обслуживающего нефтепровод.
Роль Дмитрия Ю-ва сводилась к тому, что он возил подельников на врезки, стоял "на стрёме", иногда работал наливщиком в бойлеры. То есть был на подхвате. За ночь получал в среднем 1-2 тысячи рублей. По оперативной информации, скрывался он в родительском доме в селе Покровка.
Засадное мероприятие могло затянуться на два-три дня. Оперативники замаскировались под туристов - надели шорты, майки. Моё присутствие тоже, думаю, пришлось кстати. Сразу за сельскими огородами начинается лес - очень удобное место для скрытого наблюдения. Правда, комаров там - тьма-тьмущая. Нужный нам дом был обнесён двухметровым забором, поэтому оперативникам приходилось залезать с биноклем на дерево. Часа через три во двор вышел наш "клиент": высокий, худощавый, в затёртом камуфляже.
Андрей отправился общаться с хозяином дома с "парадного" входа. Мы на всякий случай устроили засаду в огороде. Вадим, Евгений и я спрятались за трактор. Как оказалось, соседский. Вышла сельчанка, попыталась нас прогнать, приняв за жуликов. Но, увидев "корочки", мешать не стала.
Когда Ю-в открыл Андрею дверь, оперативники подобрались ближе ко двору. Так как около дома бегали два здоровых злющих кобеля, мной рисковать не стали - оставили у трактора.
Хозяин был крепко поддатым и даже не пытался сопротивляться. Отдающего перегаром подозреваемого доставили к дежурному следователю, где он признался в создании 19 врезок и во всех других прегрешениях.
А я, похоже, став счастливым талисманом, вновь отправилась на задержание. На сей раз - в аэропорт Курумоч. Здесь поджидали ещё одного подозреваемого в участии в той же ОПГ. Дело в том, что на месте кражи нефти была задержана машина с отпечатками пальцев в том числе и гражданина Г-на. Аккурат после полуночи он и прилетал в Самару из Армении, а мы его встречали. Как только парень вышел из зоны пограничного контроля, к нему подошли оперативники и попросили проследовать за ними. Но потом выяснилось, что Г-ян в преступлениях не участвовал. А "пальчики" попали в кабину, когда он тонировал стёкла машины.
Отпетый мошенник
Последний день работы вновь выдался хлопотным - меня опять отправили на задержание. Человек находился в федеральном розыске, и у оперативников уже была информация, где искать Игоря Ш-на, обманувшего директора одной небольшой компании на 30 млн. рублей.
Ш-ин возглавлял "околонефтяную" фирму. С ней заявитель и заключил договор на поставку 1100 тонн дизельного топлива. Хранилось горючее якобы на базе в Башкирии. Директор перечислил на счёт фирмы Ш-на деньги, но "дизеля не дождался.
Зато мы с двумя оперативниками ждали успешного "коммерсанта" всего полчаса. Недалеко от самарского стадиона "Динамо" у Игоря должна была состояться деловая встреча. Он подъехал на новеньком дорогом джипе. Нашему появлению отпетый мошенник очень удивился. Но своё задержание воспринял на удивление спокойно. Андрей сел в его джип, а мы сопровождали их на оперативной машине.
В ОРЧ выяснилось, что Игоря Ш-на давным-давно разыскивает криминальная милиция Центрального округа Москвы. Оперативники позвонили коллегам, и москвичи забрали его уже на следующий день.
Не женское дело...
Мне повезло за три дня поучаствовать в задержании сразу двух граждан, объявленных в федеральный розыск. Говорят, дело это опасное. Бывает, что преступники отстреливаются, вызывают "подмогу". Но мне попались покладистые. Оперативники, кстати, тоже вели себя вежливо и корректно. Вопреки бытующему мнению об их зверствах.
Конечно, настоящим оперативником за три дня я не стала. Хотя работа у оперов сродни журналистской - искать факты, доказательства, анализировать и делать выводы. Но частые командировки, круглосуточная служба, преступники, засады с комарами... В общем, не женское это дело.