Строительство первой очереди самарского метрополитена должно быть завершено в 2015 году.
Как ни медленно строится подземка, но с пуском станции "Алабинская" она вплотную подойдёт к районам исторической застройки, насыщенным объектами культурного наследия.
Проектировали без оглядки на историю
Конечно станцией первой очереди будет ст. "Театральная" на пересечении ул. Галактионовской и Красноармейской. Строить её начнут лишь в 2013 году, но уже сейчас губернские Минстрой и Минкультуры принимают меры для сохранения зданий - памятников истории и культуры, которые попадают в зону строительства трассы метрополитена.
По словам консультанта управления правового-кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия областного Минкульта Александра Аксарина, ещё на стадии проектирования метрополитена в конце 70-х в неё попали более 80 домов, имеющих культурно-историческую ценность. Проектировщики об этом просто не знали. Так как госорган, занимающийся охраной памятников истории и культуры, был создан только в 1992 г., поправить проектировщиков было просто некому.
Техпроект того времени предполагал, что в 40-метровой полосе строительства трассы метро должны быть снесены все здания. Объясняли это авторы проекта тем, что метро у нас будет неглубокое, а все станции строятся открытым способом, поэтому выход один - сносить. Однако в 2006 году по инициативе областных Минстроя и Минкульта в требования к проекту строительства первой очереди метро был внесён пункт: "Разработчик обязан включить в проект раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, расположенных в технической зоне метрополитена". Да и федеральный закон "Об объектах культурного наследия народов РФ" обязывает подвергать историко-культурной экспертизе (ИКЭ) все земельные участки, на которых планируется что-то строить. Таким образом стало аксиомой: любое здание в зоне строительства метрополитена может быть снесено, только если ИКЭ установит, что оно не имеет культурно-исторической ценности.
Разрушение не грозит
Такая экспертиза уже проведена в зоне предполагаемой застройки ст. "Театральная" (ул. Галактионовская, Рабочая, Красноармейская). По информации Александра Аксарина, в этом квартале ИКЭ подверглись около 35 объектов. Но рекомендованы для постановки на госохрану только 15. В их числе и два дома на ул. Галактионовской - N123 и 125. Одно из этих зданий недавно пострадало от пожара и к тому же оба попадают в полосу землеотвода под ст. "Театральная". Но они всё равно будут сохранены для потомков. Дома признаны памятниками культуры XIX века. Их архитектурная ценность в кирпичной кладке фасадов. Правда, сохранят дома не на прежнем месте - там по проекту выроют котлован под станцию "Театральная". А здания либо передвинут с помощью специальных домкратов, либо обмеряют, разберут по кирпичику и возведут их точную копию на специально отведённом городом земельном участке.
Возникает вопрос, не проще ли изменить проект, чтобы трасса метро вовсе не затрагивала памятники архитектуры? На него ответил руководитель управления по технадзору за строительством метрополитена областного Минстроя Александр Рассказов:
- Изменение проекта - это бессмысленные затраты, - объяснил он. - Центральная часть города густо застроена, исторические здания здесь всюду. Как проект не меняй, всё равно в 40-метровую техническую зону метро они попадут. Поэтому неизбежно придётся заниматься переносом охраняемых государством памятников. Кстати, из-за строительства станции метро "Самарская" на пересечении ул. Самарской и Маяковского переносить придётся и "законсервированный" памятник деревянной архитектуры - дом на Самарской, 207.
Александр Рассказов также заверил, что старинные здания Самары после пуска метрополитена в центральной части города не пострадают от вибрации и иных технологических последствий его эксплуатации. По его словам, в техническую документацию сейчас вносятся новые более жёсткие требования, гарантирующие здания вблизи техзоны метрополитена от каких-либо деформаций или разрушений.