Таков пессимистический прогноз известного самарского архитектора Вагана Каркарьяна.
Клады Европейского квартала
Погубит историческую застройку, по его мнению, нашествие инвесторов, всеми правдами и неправдами стремящихся заполонить центр Самары высотками. Памятники архитектуры сносят безжалостно и безнаказанно.
Руководитель Самарского отдела межрегионального управления Россвязьохранкультуры в ПФО Дмитрий Лакоценин припомнил, как несколько лет назад инвесторы осваивали район улицы Молодогвардейской, где теперь друг на друге громоздятся элитки Европейского квартала.
- Мы пытались контролировать тамошние стройки, чтобы сберечь археологическое наследие, - рассказал он. - Но дома под этот квартал сносились нахрапом: сегодня делали заявку на снос, а назавтра там уже был котлован. Это буйное освоение участков в исторической части обогатило многих коллекционеров. По моей информации, там было найдено немало кладов, старинного фарфора, коллекционного оружия. Дома в старой Самаре строили деревянные, но с каменными подвалами. Они кое-где сохранились - там и сундуки с серебром находили, и вино старинное. Мне рассказывали, что порой его распивали прямо на месте те, кто нашёл. А потом за голову хватались, узнав, что начальная цена такой бутылки на аукционе доходит до 3 тысяч евро. Всё найденное в земле под Европейским кварталом разошлось по частным коллекциям.
Старинную усадьбу - под бульдозер
Из последних примеров варварского отношения к архитектурному наследию - снос усадьбы на углу ул. Вилоновской и Садовой, построенной в конце XIX - начале XX вв. В марте 2006 года усадьба с подачи предыдущей администрации Самары была приватизирована. Здание перешло в собственность компании "Трансгруз", которая бестрепетно "смахнула" памятник архитектуры бульдозером и выступила заказчиком-застройщиком 30-этажной "элитки" на освободившейся площадке.
Хотя это здание с уникальной лепниной на фасаде в стиле барокко с 1993 года числилось в реестре памятников архитектуры регионального значения, утверждённом в начале 90-х, то есть должно было находиться под охраной областного минкульта. Почему "охранная грамота" не сработала?
- Потому что должного контроля со стороны министерства просто не было, - объяснил председатель областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Игорь Субботин. - Документы на усадьбу где-то потерялись, Регпалата не внесла в свидетельство о праве собственности обременения о том, что это памятник, хотя делать это обязана. В итоге усадьба исчезла.
А надо бы, считает Дмитрий Лакоценин, обязать застройщика воссоздать уничтоженный объект на прежнем месте в прежнем виде. Подобный прецедент, по его мнению, мог бы остудить других беспамятных застройщиков, нацелившихся на освоение центра Самары.
Однако мало кто верит, что компанию удастся заставить восстановить усадьбу. Самое больше, что грозит разрушителям, - штраф в 15-20 тыс. рублей.
Набережную изуродуют высотками
Власть заинтересованности в сохранении исторического облика Самары не проявляет. Скорее наоборот. С подачи облправительства под угрозой оказались достопримечательности губернского центра - часть набережной Волги в районе бассейна СКА, а также Самарская площадь.
- Вот что там собираются строить согласно инвестпроекту, подготовленному областными минстроем и минэкономразвития, - демонстрирует Ваган Гайкович изданный на глянцевой бумаге проспект будущего "архитектурного чуда". На набережной вырастут две 30-этажные башни. Это значит, значительной части прогулочной зоны город лишится - вместо неё появятся подъездные пути к этим зданиям, парковки и "табуны" машин. Самарскую площадь отдают под застройку так называемого общественного городского центра "Самарский" - это наземные и подземные торговые и развлекательные комплексы, паркинги. На месте фонтана им. 30-летия Победы, например, по этому проекту должен быть построен Дворец правосудия...
- И что-то не слышно, чтобы областное правительство отказалось от этой дурной затеи, - возмущается заслуженный архитектор. - На какой стадии сейчас реализация проекта, неизвестно, на свои запросы я ответа от властей не получил. Но если инвесторы им заинтересуются, остановить уничтожение набережной как прогулочной зоны и Самарской площади будет уже невозможно.
"Манёвры" вокруг памятников
Равнодушие власти к сохранению историко-культурного наследия старой Самары подтверждается и тем, что у нас до сих пор не принят областной закон "Об объектах культурного наследия, расположенных в Самарской области", хотя аналогичный федеральный действует с 2002 г. Облправительство такой законопроект внесло на рассмотрение Губдумы только в этом году. Однако, по мнению Игоря Субботина, он больше напоминает инструкцию для областного министерства культуры:
- Министерство прописало там для себя функции исполнителя работ по охране памятников и контролёра самого себя. Общественные, творческие организации, имеющие непосредственное отношение к сохранению культурного наследия, там даже не упоминаются.
Судя по тому, что в губернии до сих пор не утверждён полный список историко-архитектурных памятников, подлежащих охране государства, областной Минкульт и исполнитель, и контролёр неважнецкий. Инвентаризация памятников была проведена в 2001-2004 годах, на неё потрачены немалые бюджетные средства, а что охранять - так и неизвестно. По результатам инвентаризации в министерство переданы сведения по 2 тыс. объектов, но в списки охраняемых почему-то попали только 82. По информации Игоря Субботина, чиновники откладывают утверждение полных списков, ссылаясь на то, что результаты предыдущей инвентаризации устарели и надо проводить новую. Этой неразберихой пользуются застройщики. Ведь если статус памятника за объектом, участок под которым они присмотрели, официально не закреплён, то возникает, как выразился Игорь Субботин, "возможность для манёвров между чиновниками министерства и застройщиками". А старая Самара между тем гибнет...