Недавно губернатор Владимир Артяков обсудил с главами муниципалитетов итоги выполнения плана по вводу жилья в 2007 году, в том числе и для бюджетников.
"Осчастливили" долгостроем
Губернатор справедливо заметил, что бюджетникам и молодым семьям покупка квартир не по карману.
- Жильё для них надо строить, облправительство и муниципалитеты должны вместе решить проблему, - поставил он задачу себе и муниципальным начальникам.
Помочь в этом призвана областная целевая программа строительства социального жилья, которую сейчас разрабатывают. Но будет ли толк? Сомнения возникли после визита в редакцию бюджетников, о жилье для которых печётся власть. Врачи самарской "Пироговки" Гуля Биккулова и Елена Гришанова, работник музыкальной школы Мария Лапшова рассказали, как поверили в аналогичную городскую целевую программу "Жильё работникам учреждений здравоохранения, образования, культуры и иных муниципальных учреждений бюджетной сферы на 2004-2013 гг.". В списки жильцов строящегося дома на ул. Советской Армии/Дыбенко они с трудом попали в 2005 году. Включали туда тех, кто встал в жилочередь до 2001 г. "Конкурс" был огромный. Координационный совет отобрал 54 "счастливчика". Заметим, по программе жильё бюджетникам даром не дают. Каждый внёс денежную долю в строительство. Сумма зависела от зарплаты и стажа работы в бюджетной организации и составляла от 40 до 60% стоимости квартиры. По договору с застройщиком - департаментом строительства мэрии Самары - "дольщики" должны были вселиться во вторую секцию "бюджетного" дома в начале прошлого года.
- С нас потребовали внести долю всю и сразу в три дня после включения в списки, - рассказала Елена Гришанова. - Врачу или учителю столько денег не скопить. Кто по родне с шапкой пошёл, но в основном брали кредиты в банках. Я взяла 300 тысяч рублей, с процентами отдавать 700 тысяч. Кабала, но не всю же жизнь мыкаться по общагам и съёмным углам. На строительство нашей секции сначала требовалось 58 млн. рублей. Сдать её должны были в конце 2006 года. Три года, как мы отдали свои деньги, за это время строители "успели" стены построить с 3-го по 12-й этаж. Сдачу дома переносили трижды - последний раз на июль нынешнего года. Как узнали недавно в департаменте по строительству, на достройку нашей секции не хватает 79 млн. рублей. Мы уже не верим, что деньги найдут и мы вселимся в квартиры.
"Денег нет, и не ждите"
Эти три года дольщики "бюджетного" дома не сидели сложа руки. Пытались узнать, где деньги на строительство. Отчитываться чиновники департамента, по словам Гули Биккуловой, не желают. За год в этом ведомстве сменился четвёртый руководитель. С некоторыми активисты-дольщицы разговаривали, едва пробившись через бюрократические заслоны. Каждый, по их словам, говорил, что деньги "украли до него". Вселил, было, надежду Сергей Бахчев, заверив, что деньги вот-вот выделят из внебюджетных источников. Но замершая в марте стройка не возобновилась, а Бахчева арестовали, вменив незаконный сбор средств со стройфирм, пополнявших "внебюджетные источники". Сменивший Бахчева и.о. руководителя департамента Александр Бурнаев, по словам визитёров, вёл себя по-хамски.
- Он над нами просто глумился, сразу заявил: "У меня денег на ваш дом нет, и не ждите, что в этом году его достроят", - вспоминает Елена Гришанова. - Говорил, что получим мы квартиры с черновой отделкой да по судам набегаемся, чтобы их в собственность оформить.
Беседовали бюджетники с чиновниками рангом выше - первыми замами мэра Дмитрием Азаровым и Сергеем Арсентьевым. Ответ один: нет денег.
- А по телевизору они говорят, что в 2007 году горбюджет профицитный, - возмущаются женщины. - Чему верить? Пробиться на приём к Виктору Тархову, чтобы узнать у него о судьбе денег и долгостроя, мы не можем - не пускают. В общественной приёмной мэрии говорят: "Что вы всё ходите, все про вас знают".
Вопросы без ответов
Отчаявшись, участники программы хотели попасть на приём к губернатору. Тоже получили отлуп. Чиновница из отдела работы с гражданами облправительства их решимость поделиться проблемой с губернатором подрубила на корню.
- Мы ей говорим, что хотим рассказать Владимиру Владимировичу, как "выполняется" в Самаре нацпроект "Доступное жильё". А она строго: "Я вам такими понятиями, как "национальный проект", оперировать не советую". Да ещё пристыдила: "У вас высшее образование, неужели непонятно, что не стоит сюда обращаться".
Им многое непонятно. Например, почему они, отдав кучу денег и наделав долгов, уже два года ждут жилья, часть которого честно оплатили? Почему деньгами, предназначенными на строительство дома по целевой программе, мэрия гасит долги фирме, реконструировавшей ул. Ленинградскую (так им объяснили очередную "заморозку" чиновники)? Почему 10 млн. рублей, отпущенных на их дом в конце 2006 года, несколько месяцев крутились неведомо где? Они заваливают письмами мэрию, прокуратуру, ОБЭП, региональные "штабы" "единороссов" и "справедливороссов", администрации президентов действующего и новоизбранного. Всё впустую - дом не строится.
- Мы понимаем, что вляпались с этой целевой программой, - досадуют бюджетницы. - Сейчас такая инфляция, мы боимся, что с нас потребуют ещё денег, а нам их взять просто негде!
В таком положении и 54 молодые семьи, которые ждут квартир в этом же доме. Они жертвы другой городской целевой программы - "Молодой семье - доступное жильё".
...Эта история демонстрирует редкую способность нашей власти любого уровня ни за что не отвечать. Тем самым умело взращивая недоверие, а порой и ненависть к себе.