Примерное время чтения: 4 минуты
110

Репинская барка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 19/03/2008

В июле прошлого года, ныряя с друзьями на Волге, самарский краевед и писатель Евгений Бажанов разглядел в не очень прозрачной волжской водице очертания большого предмета, очень похожего на корабль.

Камень пригвоздил судно

Поначалу решил, что это одно из железных судов, затопленных по разным причинам в 60-70-е годы прошлого века не очень рачительными хозяевами. Наверняка так же рассуждали сотни любителей-ныряльщиков, облюбовавших это неглубокое, всего 3-4 метра, место прямо в черте города. В данном случае взяло верх профессиональное любопытство исследователя-историка. И вот результат - подводная находка оказалась поистине уникальной.

Подробно изучить неопознанный подводный объект взялись самарские дайверы. Судно здорово заросло ракушечником. Поэтому почти всё лето ушло на обследование надводных и подводных построек корабля, его видео- и фотосъёмку. Каждая щёлочка и каждый выступ купеческой расшивы (тип судна. - Авт.) - так поначалу решили энтузиасты-подводники - были измерены. Однажды при погружении спугнули огромную щуку, которая, похоже, не очень обрадовалась появлению чужаков в своём обжитом доме.

Корабль оказался впечатляющих размеров. Длина его - 25 метров, ширина - 8 метров, а высота от днища до палубы - 1,8 метра. Судно затонуло у берега, возможно, в половодье его просто затёрло льдинами. Но есть и другая версия - на судно с Сокольих гор мог скатиться огромный камень. Возможно, он и стал причиной аварии. Хотя, может статься, скала упала на палубу уже после того, как корабль затонул. Ясно одно: именно этот камень размером с грузовик смял корму и намертво пригвоздил судно ко дну. Если бы не кусок скалы, за столетие паводковые потоки непременно разломали бы корабль или столкнули его в один из омутов и занесли песком. Кстати, из-за ила дайверы так и не смогли проникнуть в трюмы. Но на поверхность подняли часть обшивки, скобы, болты, гвозди. По этому "железу", кованному вручную, а не фабричному, стало окончательно ясно - на дне Волги лежит одно из судов, курсировавших по Волге в XVIII-XIX веках. Более того, посудина очень похожа на барку, которая изображена на картине Ильи Репина "Бурлаки на Волге"!

Поработал волжский Кулибин?

Назвать тип судна с большей точностью Евгений Бажанов смог только после кропотливой работы в архивах.

- Плоское дно и отвесные борта позволяют отнести судно к классу барок. Но барки - суда чаще всего беспалубные, из очень толстых досок толщиной от 5 до 15 сантиметров. А тут встретилось нечто неожиданное, - в который раз удивляется Евгений Александрович. - Обшивка (по-волжски - ошва) оказалась многослойной. Вначале идёт внешняя ошва, затем рёбра, затем внутренняя ошва (что уже редкость), и ещё одна! Но слои обшивки довольно тонкие. И оттого судно было гораздо легче, чем известные типы волжских судов. Соответственно, более "ходкое" и "плавучее". И протечки воды сводились к нулю. Видно, какой-то волжский (а может, и самарский?) Кулибин усовершенствовал барку, и получилось у него что-то похожее на барку и маленькую расшиву. Такие суда использовались для самосплава с грузом, солёной рыбой, икрой, закатанной в бочки. По течению посудина шла под парусом (аквалангисты нашли квадратное отверстие в центре палубы, очевидно, как раз предназначенное для мачты). А против течения бечевой, привязанной к вершине мачты, его таскали бурлаки (рассмотрите внимательнее картину Репина).

Разберут ли судно на щепки-сувениры?

Несмотря на то, что гвозди и скобы легко поддаются и вытаскиваются без усилий руками, барка хорошо сохранилась. И она, конечно, должна стать музейным экспонатом. В области разработана программа по развитию туризма в регионе, "гвоздём" которой руководитель управления по туризму Юрий Антимонов считает именно "репинское" село Ширяево, где и было написано знаменитое полотно "Бурлаки на Волге". И разве Ширяево не могло бы стать самым подходящим местом для единственного найденного на Волге памятника деревянного судостроения? Вполне могло бы подключиться и "культурное" ведомство. Ведь старинный корабль - это наше историческое и культурное наследие. Подъёму, консервации, реставрации и доставке судна на "вечную стоянку" могут посодействовать и неравнодушные к истории состоятельные земляки-патриоты. А объединить их всех, как считают самарские краеведы, может "воля" губернатора. Они уже подготовили к нему соответствующее обращение.

Но надо торопиться - ведь затонувший корабль могут разобрать на щепки-сувениры любопытные земляки. А Волга, может, больше не преподнесёт такого подарка нашему городу уже никогда.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах