По многочисленным просьбам наших читателей мы продолжаем публикацию материалов о благодатных источниках и родниках Самарского края, почитаемых в народе.
Посёлок Волжский (Большая Царевщина)
Источник в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша".
О чём просят. Здесь исцеляются страждущие от пьянства и больные ревматизмом.
Село Волчуха (Шенталинский р-н)
Источник находится неподалеку от крепости Кондурча.
История. В начале XX века пастухи обрели возле безымянного источника образ Божией Матери "Казанская", отнесли его в храм. Но икона из храма исчезла и появилась на том же месте у родника.
О чём просят. Вода оказывает общеукрепляющее и терапевтическое воздействие.
Село Суходол (Сергиевский р-н)
Источник образовался на месте разрушенной церкви Архангела Михаила. Оказывает общеукрепляющее действие.
Село Красные Ключи (Похвистневский р-н)
Источник в честь Архангела Михаила. Здесь, как сообщил местный священник Георгий Аношкин, произошло уже 56 чудесных исцелений - в основном от женских болезней, а также от высокого давления и головных болей; излечивает грыжу, снимает боль в суставах.
Село Большая Рязань (Ставропольский р-н)
История. Два источника были известны на Самарской Луке как "Малый" и "Большой". Местные жители почитали их святыми, ходили к ним крестными ходами. После революции их забросили и осквернили. Восстановлены в 1997 году. "Большой" освящён в честь иконы Божией Матери "Всецарица", "Малый" - в честь святых Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
О чём просят. Вода Богородичного источника исцеляет болезни рук и ног, кожные заболевания. Вода источника Преподобных имеет особую благодать исцелять больных от рака.
Село Несмеяновка (Алексеевский р-н)
Здесь на безымянном источнике девочка исцелилась от слепоты.
Сёла Сиделькино и Старое Эштебенькино
Между поселениями находится святой источник в честь иконы Божией Матери "Казанская".
История. Возник на месте явления в 1903 году, по одним сведениям, Казанской иконы Божией Матери, по другим - самой Божией Матери. Тогда возникла и часовня на этом месте. Восстановлена стараниями местного председателя колхоза Фролова И.И. в 1990 году. Каменная обкладка, металлическая труба, чуть выше источника часовня типа беседки. Ограждение - столбики с цепями. На летнюю Казанскую совершается объединённый крестный ход из церквей сёл Сиделькино и Ст. Эштебенькино и служится молебен с водосвятием.
Село Токмакла (на стыке Шенталинского и Челно-Вершинского районов)
Здесь на горе Варга расположен Казанско-Богородицкий родник.
История. В начале 1870-х годов токмаклинские бабы, собирая ягоды, нашли прямо в воде на дне ручья икону Богородицы "Казанская". Они сочли икону потерянной кем-то и продали её местной помещице из деревни Волчья престарелой вдове генерал-майора г-же Мезенцевой, известной своей набожностью. Вскоре ей открылось во сне, что икона Богородицы - нерукотворная, а сам родник находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы, вода его способна исцелять. В ближайший праздник Богоматери Казанской по просьбе генеральши причт из Токмаклы совершил у родника на горе молебен, потом помещица построила у ручья небольшую часовню и поместила в неё найденную икону.
В 50-е годы прошлого века у источника часто случались чудесные исцеления, о них рассказывали по всему Поволжью.
Село Исаклы
Источник во имя иконы Спаса Нерукотворного.
История. В 1878 году жители села увидели за околицей яркий столп света. Вскоре здесь забил родник, его стали почитать святым. Была построена часовня, разрушенная после революции. Сейчас выстроены новая каменная часовня и купальня, территория облагорожена и обнесена оградой.
Вода источника оказывает общеукрепляющее воздействие.
Село Большая Ёга (Похвистневский р-н)
Богородицкие родники на горе Шихан.
История. Гора Шихан - довольно высокая гора недалеко от эрзянского села Большая Ёга, основанного в 1775 году. Тогда из пензенского воеводства целое село переселили на реку Кинель. Шихан зарос густым лесом. На вершине горы бьёт несколько маленьких ключей, они образовали во впадине небольшое озеро. Его всегда чтили как святыню, как место, обладающее чудесной силой. Озеро связывают с именем Богородицы, но почему - никто не знает. Усердно ходили молиться на Шихан-озеро в засуху - дождя у Богородицы просить. Всем селом, с иконами и хоругвями, во главе со священником обходили поля, потом клали на блюдо хлеб, на хлеб - соль и крестным ходом поднимались на Шихан. Там служили молебен. Хлеб и соль ставили на особый моленный камень. Спустившись с горы, служили ещё один молебен в лесу под горой.
О чём просят. Оказывает успокаивающее воздействие.
Село Знаменка (Борский р-н)
Родник в честь святителя Николая Чудотворца.
История. Родник находится на окраине леса, в 2 км от старинного русского села Знаменка, основанного переселенцами из Нижегородской губернии в 1820-х годах. К роднику идёт тропинка по крутому спуску среди деревьев. Ключ бьёт из-под корней и образует небольшой ручей. Точно неизвестно когда, но не позже 1870-х годов, в роднике под водой явилась чудотворная икона св. Николая Мирликийского. Рассказывают, сначала икону нашла старушка, которая пасла здесь коров, и отнесла домой. Но икона исчезла из красного угла и очутилась опять в роднике. Её нашли пастухи и отнесли в Знаменку богатому мужику. Но икона снова ушла в родник. Богатый богомольный мужик Алексей Иванович тогда поднял икону и построил над родником часовню, а вокруг родника - дубовый колодезь.
В начале века к роднику съезжались молиться на летнего Николу со всех поволжских губерний, а причт села Знаменка благодаря этому считался одним из самых богатых в Самарской епархии. Собирались к родничку и в 50-60-х годах. Власти пытались прекратить моления. На Николу в мае к Знаменке из Самары присылали конную милицию. С утра свозили комсомольцев с окрестных колхозов (ребят специально снимали с работы в горячую пору сева). Они располагались вокруг родника с гитарами, пили вино, нападали на богомольцев, толкали старух, матерились, мочились и плевались в родник. Несколько раз по распоряжению знаменского председателя родник заваливали мусором, бросали туда дохлых кур и собак, но старушки расчищали родник по ночам. Председателя, непримиримо сражавшегося против родника, позже разбил паралич, а атеист-учитель сошёл с ума.
Преследования прекратились весной 1990 года. По распоряжению сельсовета родник расчистили. Восстановили сруб, устроили скамейку и столик, поставили колодезный домик с вешалкой для полотенец.
О чём просят. Вода оказывает общеукрепляющее, терапевтическое воздействие.
Пос. Смышляевка
Святой источник в честь святителя Николая. Ребёнок исцелился от болезни ног; женщина - от головной боли; врач скорой помощи - от простуды.
Самара
В Студёном Овраге бьют многочисленные источники. Пять лет назад священник Владимир Семеной освятил один из них.
Вода оказывает терапевтическое воздействие.