На "Сипе" - культовом месте самарской молодёжи - кого только нет.
Сюда можно прийти из любопытства - посмотреть, что делают люди со своими телами и временем.
Из истории и географии
"СИПА" - простонародное "погоняло" сквера на пересечении улиц Ново-Садовой и Осипенко. В ходу также "Фонтан" и "Фонтанка". Сколько лет здесь собирается туса, не помнит никто. Говорят, сменилось два-три поколения.
"Сипу" считают самым взрослым тусовым местом. Средний возраст фриков от 17 до 23 лет. Обычно сюда перебираются с "СамПло" (Самарская площадь) те, кто уже не считает себя янгом (см. словарик) и не начал кататься на роликах, велике или скейте. Таких мэнов и чикл здесь большинство. Немногие молодые люди предпочитают безмятежному посиживанию на лавочках и бордюрах движняк и сломанные кости.
Спорят, сколько тус сидит на "Сипе". Некоторые говорят, люди здесь братья, а туса одна на всех. Общайся, с кем тебе интересно - вся "сиповская" премудрость. Другие делят народ на тех, кто сидит от фонтана до памятника и от памятника до Ново-Садовой. Якобы тусы эти разные, друг с другом не общаются, а иногда того хуже - конфликтуют. Это больше похоже на местный фольклор, чем на правду. Стычки и побои здесь, конечно, бывают, но обычно в случаях, когда на фонтан приходят чужаки: хулиганы или гопники. Такие стычки наглядно показывают отношение "продвинутой" молодёжи к жизни. Даже если человека бьют прямо посреди аллеи, вряд ли кто вмешается. Здесь царит негласное правило: никто никому не мешает, "каждый сам за себя".
Разношёрстная толпа
Как бы то ни было, народ на "Фонтанке" и впрямь разный, а "сипа" условно делится на несколько мест. Наверху у фонтана сидят люди старшего возраста - пенсионеры и родители с малыми детьми. Отдельное место - сам фонтан, где полощется местная ребятня. Справа от фонтана (если стоять спиной к Волге) группируются те, кого "продвинутые" называют гопниками. Слева и на аллее - гнездовье самой "продвинутой" молодежи.
Внешне это пёстрая толпа. Своеобразный моветон появляться здесь в туфлях с длинными носами, в костюмах и вообще в "обычном". Есть, конечно, и такие люди, но в тусу им дорога заказана. Дресс-код, царствующий на "Сипе", негласен, но ощутим для тех, кто его не проходит.
Первое, на что смотрят, - обувь. Единственная допустимая - кеды в их пёстром разнообразии. Сейчас можно купить обычные кеды и зимние, кеды-туфли и кеды-тапочки. Словом, обувь - на все случаи жизни, а потому даже красивые дорогие туфли на "Сипе" - атавизм.
Очень важно чем-то выделяться. Сами "сиповцы" говорят, что внешний вид - не главное, чтобы вписаться в тусу. Но уж где-где, а здесь встречают по одежке. Потому на "Фонтанке" гуляет много странного народа. Степень странности обратно пропорциональна возрасту. Чем чел моложе, тем больше хочет выделиться. В ходу все подручные средства. На сумку повесить детский сандалик, на футболке написать акриловой краской фразы из культовых фильмов, на джинсы нацепить советские значки, которые смог найти. Можно прихватить у бабушки журнал "Здоровье" за 90-й год, стащить из дома молоток. Словом, чем необычнее, тем лучше. Тут кстати упомянуть об эмо, относительно новом молодёжном движении. У них отдельная атрибутика - длинные чёрные чёлки, одежда розово-бело-чёрных цветов, чулки и необычный крой одежды приветствуются.
Более старшие фрики (19-22 лет) нарочито стремятся к простоте, "без пафоса", "без фигни на руках и сумках". Они выбирают что-то одно, выделяющее их из толпы: причёску (чаще дреды или полная асимметрия), тоннели (пока в ушах, но размером до нескольких сантиметров) или пирсинг (в разных местах, даже в пальцах). Всё не так кричаще, как у янгов, но, встретив такого чувака не на "Сипе", вы его сразу узнаете.
На модном внешнем виде экономят. Дреды плетут прямо на "Сипе". Берут прядь волос, делят на части и завязывают узлами от корня до конца волоса. Зрелище неприятное, но сохраняет хозяину волос несколько тысяч рублей. Тоннели тоже делают в бытовых условиях. Прокалывают ухо, потом в дырку вставляют шило, затем стержень от шариковой ручки, карандаш... За короткий срок дырки растягивают до нескольких сантиметров. Единственные затраты - на подходящие украшения.
Одежда - не всё, чтобы вписаться в тусу. Немаловажно "быть в теме". Тема - понятие расплывчатое, фрики сами не могут дать ему точного определения. Это не просто общие интересы, а определённый менталитет, картина мира. Тебе не обязательно слушать то, что здесь слушает большинство, или курить "травку", как многие завсегдатаи. Достаточно иметь общий взгляд на вещи, общее представление о каких-то жизненных явлениях. И уж точно тебе должен нравиться досуг, который предоставляет "Сипа", а это удовольствие, если честно, на любителя.
Рутина тусы
Выражение "сидеть на Сипе" не зря вошло в лексикон. Там просто сидят. Не все, но большинство. Для сидения освоены сам фонтан, бордюры на аллее, газоны. Занятия при этом незамысловатые. Разговоры, пиво, музыка. Говорят, как сходил на тусу, как покурил и услышал новый интересный трек. Хотя, бывает, пробивает и на более глобальные, философские темы. Но не всех и не всегда. Местная философия сродни растаманству. Жизни надо радоваться, а не грузиться.
"Сиповцы" делят себя на тех, кто идёт на "Фонтан" просто тусить, и тех, кто хочет "сростить" наркоты. Иногда за "этим делом" ходят и товарищи из первой категории. "Травка" - отдельная тема для местной молодёжи. Наркотиком её не считают, свято веря, что от алкоголя мозг разрушается больше и быстрее. Эти убеждения не мешают окрестным магазинам получать хорошую прибыль на продаже пива и коктейлей.
На эти радости жизни нужны деньги. Большинство местных не работают, хотя есть исключения; учёбу они либо уже бросили, либо пребывают в состоянии вечной досдачи и покупки экзаменов за прошлую сессию. В основном обитатели "Сипы" живут на средства родителей. Но чтобы выпить пивка, не обязательно быть при деньгах. Во-первых, если ты в тусе, есть надежда, что тебя угостят. Во-вторых, можно просто походить по народу и "поаскать". Проще говоря, попросить друзей и знакомых подарить тебе пару рублей. Минут за 10 при хорошем раскладе можно насобирать денег на пиво, сигареты и домой доехать.
...В последнее время многие начали называть "Сипу" местом отстойным и неинтересным. И скучно-то здесь, и люди откровенно тупые и ленивые. Но, как правило, так считают те, кто приближаются к возрасту, когда большинство завсегдатаев уходят с "Фонтанки", - 20-21 год. Само же сидение на "Сипе", туса и тема, похоже, ещё долго не выйдут из общей моды. Моды "продвинутой" молодёжи, как они себя называют.