Эталоном, по которому должны работать остальные российские регионы, назвал высокий московский чиновник систему образования нашей области.
От великой радости по этому поводу традиционное августовское совещание работников образования, которое прошло в минувший четверг, начали с "раздачи пряников".
Денежный поток
60 школ губернии получили по 1 миллиону рублей на развитие своих новых образовательных программ. 199 самарских учителей назвали президентскими грантополучателями. Самарский государственный аэрокосмический университет стал третьим в конкурсе российских вузов и выиграл полмиллиарда рублей. С 1 ноября поднимут зарплаты кандидатам и докторам наук, а также стипендии студентам. Все средние школы области в новом учебном году будут подключены к всемирной сети Интернет. Денежный поток на все эти благие цели прольётся из одного источника, который определён. Это ПНП - приоритетный национальный проект.
Деньги следуют за учеником
Эталон, однако ж, тоже требует доработки. С главной школьной проблемой - низкой зарплатой учителей - пока не справились и реформаторы.
Ответом на вопрос, можно ли повысить её вдвое, стал двухмесячный эксперимент, проведённый в девяти школах губернии. Эксперимент "не пущали", по выражению министра науки и образования Самарской области Валерия Путько, некоторые федеральные службы. Тем не менее, всеми правдами и неправдами, его ввели, не дожидаясь нового учебного года. Испытания прошли успешно. Там, где с апреля по июнь тестировалась новая модель оплаты труда, зарплаты учителей выросли едва не вдвое. К примеру, в старорачейской школе Шигонского района в мае она составила 8922 рубля (для сравнения: в марте она была 5150 руб.); в усольской школе Сызранского района - 7816 рублей (мартовский показатель - 4442 руб.). Новая система, считают самарские чиновники от образования, позволяет отказаться от уравниловки и дифференцировать учительские "гонорары" в зависимости от затрачиваемых усилий. Главный принцип новой системы оплаты учительского труда - деньги следуют за учеником. То есть, чем больше учеников в классе, тем дороже оценивается труд учителя, который ведёт здесь занятия.
"Модернизатора" захлопали
Правда, пока нет ответов на многие вопросы. Например, одинаково ли сложно подготовить урок для десятого и для пятого классов? Равноценны ли усилия, которые затрачивает педагог при проведении занятий с детьми на разных ступенях обучения? А как платить педагогам, работающим в классах с разной наполняемостью? Взять, скажем, школу села Малая Глушица Большеглушицкого района. Там учатся по пять-семь человек в классе. Директор школы Татьяна Инюшина недоумевает, каким образом поднимут зарплату тамошним учителям?
"Гениальный" выход нашёлся на педсовете. Присутствовавший на августовском совещании педагогов депутат Губернской думы Николай Мусаткин предложил воспитать новую формацию педагогов - по типу врачей общей практики. Если, мол, в маленькой сельской школе педагог "общей практики" един во всех лицах будет учить детей всем дисциплинам, малокомплектная школа, по словам депутата, выживет. Если бы в зале сидели ученики таких школ, "модернизатора" бы точно освистали. Но вежливые учителя оратора лишь захлопали. В недоверчивом гуле утонули и бодрые заключительные слова министра образования Валерия Путько о таком фантастическом повышении зарплат, что в школу повалят молодые парни, а семьи учителей смогут вступать в жилищную ипотеку.
- Пока одни разговоры, - подытожила учительский слёт одна из сельских директрис. - Вот на днях приехала к нам районная комиссия - школу принимать. У нас крыша течёт, в спортзале - потоки воды. А они посмотрели и уехали. Справляйтесь, мол, сами...
Справка "АиФ-Самара"
Для реализации нацпроекта "Образование" вырос и чиновничий штат. Уже подписано постановление губернатора о создании Самарского и Тольяттинского управлений министерства образования и науки Самарской области. Они должны быть сформированы и приступить к работе к 1 сентября.
В Самарском управлении минобразования будет работать не более 104 человек; в Тольяттинском - не более 43 человек. Губернским финансистам предписано предусмотреть изменения в бюджетных расходах, связанные с деятельностью вновь созданных структур. Всё правильно. Чтобы контролировать нагрузку учителей, нужна армия чиновников!
Языком цифр
В системе образования Самарской области действует 1733 образовательных учреждения, в том числе:
600 - дошкольных;
808 - общеобразовательных;
207 - дополнительного образования;
80 - начального и среднего профессионального
образования;
38 - школ-интернатов и детских домов с круглосуточным пребыванием детей.