Бросили землю
АиФ:- Василий Борисович, для вас, связанного с землей, эта беда стала неожиданной?
В.Б:-Засуха обнажила порок отечественного земледелия и животноводства. Я не раз высказывал коллективное мнение учёных о том, что отсутствие системной и продуманной госполитики однажды приведёт крестьян к серьёзным неудачам. В советские годы, пусть со скрипом, но подвижки в создании системности были. Для хозяйств области за счёт госбюджета были разработаны и освоены передовые на то время системы земледелия и землеустройства. Сегодня эти проекты устарели, и крестьянство отброшено в XIX век. Погода прежних лет была более-менее сносной, хозяйства держались на плаву. Но дожили до аномальных условий и разводим руками: что, мол, поделаешь с этим солнцем? Но стоит ли во всех бедах винить погоду? Да, нынче пострадали 9 млн гектаров. Но никто не говорит, что в стране заброшены 40 млн га земель, и если карту засухи наложить на них, получится: большая-то часть находится в благоприятных условиях!
- К катастрофе шли постепенно... А виноваты крестьяне?
- Ещё в XIX веке русский почвовед Докучаев, исследуя почвы и природные условия, в т.ч. и Самарской губернии, установил, что причины засухи и неурожая в бессистемном использовании почв. Отсюда эрозия и разрушение структуры почв, они перестают удерживать атмосферную влагу. Летом я ездил по Татарии, Башкирии, Ульяновской области и заверяю: где остались хоть элементы системного земледелия, хозяйства пострадали меньше. В Башкирии я видел огромные стога сена из неприхотливых многолетних трав. В нашем засушливом регионе они очень уместны, но их плантации в хозяйствах сократились.
- У нас кто во что горазд творит на земле. А наука может помочь сельчанам?
- Мы работаем с системой «почва - растение - климат», где нужно знать много законов. Потому фермер должен быть высококвалифицированным, с багажом знаний. Западные фермеры обращаются к консультантам, те помогают им наметить круг культур для хозяйства, способы обработки почвы. А у нас бывшие водители, учителя, военные занимаются аграрным бизнесом, порой не зная особенностей сельхозпроизводства. Так, одно хозяйство задумало заложить плантации новых кормовых культур. Они хотели в этом году произвести семена дорогостоящей мальвы кормовой, донника однолетнего и просили меня помочь. С весны меня тревожили суховеи, выветривающие зимнюю влагу из почвы, и я рекомендовал мелкую весеннюю обработку почвы, чтобы сберечь влагу. Но в хозяйстве не было нужной техники, культивацию провели на большую глубину и высушили почву.
За опытом в XX век
- Кстати, мы с вами сейчас в исключительном месте. Пос. Усть-Кинельский (где шёл разговор. - Авт.) и сельскохозяйственная академия образованы на базе земледельческой школы, открытой в 1904 году. Тогда российское государство осваивало земли за Волгой. Неизученные почвы, засушливый климат, и царское правительство начинает с того, что строит два научных учреждения - Безенчукскую опытную станцию и кинельскую школу. Для выработки рекомендаций местным земледельцам.
- То есть крестьянам надо вернуться к опыту предков?
- Даже с известной по учебникам истории и биологии «трёхполкой» начала XX века можно вести грамотное землепользование. У нас же товаропроизводители в погоне за прибылью сеют лишь то, что можно продать наверняка и за приемлемую цену. Что очень опасно для почв, ибо происходит односторонний вынос питательных веществ. Да и рынок затоваривается периодически. Про рожь, например, культуру засухоустойчивую, неприхотливую, морозостойкую, забыли. Купите вы сейчас чисто ржаной хлеб? Нет его нигде! Хотя в советское время свежевыпеченный ржаной хлеб самолётами отправляли в парижские рестораны. Белок овса приближен по составу к яичному белку, а минеральная часть близка к составу крови человека. Изделия из овса - это диетические продукты, нужные в детском питании, в больницах. Но зерно овса не востребовано, т.к. нет его переработки. А взять нут - высокобелковое растение засухоустойчиво, не осыпается, не полегает, не болеет никакими болезнями. И кукуруза у нас была адаптированная к нашим условиям, выведена в том же Безенчуке. Был и кукурузокалибровочный завод. Если б государство имело единую аграрную стратегию, нашёлся бы сбыт и ржи, и других культур, выдерживающих самую жестокую засуху.
- А чиновники об этом думают?
- Опыт моего общения с чиновниками и регионального уровня, и столичного говорит: всё, что им нужно, - это получать зарплату, их не интересуют фермеры, скотники, растениеводы... В этом году наш регион мог получить федеральные ресурсы на землеустройство, быть включённым в пилотную программу по этому направлению. Единственное, что требовалось от специалистов минсельхоза, - написать письмо, что мы эти деньги готовы освоить. Я подготовил документы, но на бесконечные согласования в недрах министерства ушло драгоценное время. В итоге деньги вместо нашей области получил Белгород. - Зато наши чиновники всегда лучше всех знают, где, что и когда сеять, когда бороновать и урожай собирать. - Не думаю, что грамотный руководитель хозяйства последует указаниям даже губернатора. Другое дело, что нужен регулируемый рынок, а это задача госчиновников. Именно по этой причине в области происходит сброс поголовья скота.
Аборигены-спасители
- То есть молока и мяса своего тоже не будет?!
- Области грозит большая потеря поголовья крупного рогатого скота. Сейчас в общественном секторе у нас около 38 тысяч дойных коров, и ощущается острый недостаток кормов, то есть часть животных могут забить. Хотя в соседних регионах принимают решительные меры по сохранению КРС и увеличению стада. Сравните: в Татарии - 500 тысяч дойных коров, в Башкирии - 750 тысяч. Если потеряем животноводство, восстановить его будет почти невозможно. Здесь нужна помощь госчиновников, ведь сохранность стада - вопрос благополучия целого региона. Но продуманной стратегии нет. Откуда только не везут скот в область! Хотя известно, что даже микрофлора в желудке тех же голландских коров иная по сравнению с нашими. Они не приспособлены к местному климату. Эти иностранки могут жить и давать молоко лишь при очень высоком уровне кормления. Но ещё в XIX веке в имении Бестужевых под Сызранью вывели неприхотливую бестужевскую породу коров. Аборигены дают мясо и молоко на очень скудных кормах. Есть и симментальская порода, акклиматизированная в наших условиях.
- Государство обещает помочь животноводам и растениеводам...
- В прошлом году помощь ждали фермеры Оренбуржья, пострадавшие от засухи. Но денег им не дали или дали мало. В этом году засухой накрыты огромные территории России. Очень сомнительно, что самарцам помогут в полном объёме. - Может, эти катаклизмы дадут толчок к назревшим давно переменам в сельском хозяйстве? - Хотелось бы в это верить. Вот вы про опыт предков спрашивали. Есть и недавние примеры. В 80-е годы мы получали 3,5 млн тонн зерна! И при населении в 3 млн 300 тыс. человек выходили на мировой уровень - производили больше тонны зерна на одного жителя области.