Есть и гнить
Самарские экологи перед началом экспедиции были пессимистичны: поиски чистой воды в Волге закончатся нулевым результатом. Её просто нет. Почему? В европейской части России живёт большая часть населения. 65 российских городов расположены на Волге, при этом 38 из них не имеют сооружений по очистке канализационных и дождевых стоков. 300 крупных предприятий промышленности ежегодно сбрасывают в реку около 20 кубических километров сточных вод. И это не считая «вклада» малого бизнеса, ферм и огороднических хозяйств. Да и сама великая русская река уже давно рекой не является. Поэтому отмечаемый ежегодно День Волги экологи предлагают назвать Днём памяти Волги. И приводят свой любимый пример. Если раньше от Валдая до Астрахани пущенный по Волге детский кораблик доплывал бы за две недели, то сейчас в устье реки он прибудет только через четыре месяца. Ещё полвека назад волжская вода была питьевой. Нынче экосистема Волги уже не работает как экосистема реки. Цепь водохранилищ – вот, во что превратилась великая и могучая, а они подчиняются совсем другим природным циклам, ближе к болотному, где пожирание, гниение и извержение токсинов – основные занятия всех «участников» процесса.
Сине-зелёная угроза
В том, что из воды идёт угроза неведомого и опасного, убедились прошлым летом тольяттинцы, когда Автозаводской район Тольятти надолго остался без воды. Оказалось, что под воздействием аномально высоких температур количество сине-зелёных водорослей увеличилось в три раза. Эти одноклеточные, с удовольствием поедающие любую органику (азоты и фосфаты, которые сбрасываются с предприятий, с городских дорог), в конце концов забили своей массой водозаборы. Развиваются простейшие очень быстро: две недели – и огромные биомассы заполняют реку сотнями тысяч тонн. Это растения, и вроде бы годятся на корм рыбам, но рыбы ими брезгуют. Ещё большая опасность нашествия сине-зелёных кроется в другом. - Когда они отмирают в таких же гигантских количествах, каких и размножаются, эти биоагрессоры не только забирают кислород, но и отравляют токсинами всю биосферу Волги, - раскрывает ужас ситуации председатель Самарского социально-экологического союза Сергей Симак. - А опускаясь в донный ил, соединяются там вместе с другими химическими отложениями в зловонную биологическую бомбу, которая однажды взорвётся, выбросив всю гадость на поверхность. Те же тольяттинцы однажды ощутили на себе удар такого глубинного мини-снаряда. Несколько лет назад в городе случился аварийный сброс фекалий. Всё это плавало на поверхности, затем осело. И только спустя два года река извергла людской подарочек обратно. Если такое случится в масштабах реки – люди лишатся источника питьевой воды, а рыбы - среды обитания.
Стояние воды
Своё беспокойство экологи подкрепляют разумными предложениями. В качестве одного из вариантов предотвращения катастрофы Александр Рахуба, научный сотрудник института экологии Волжского бассейна, предлагает изменение гидрорежима всего Волго-Камского каскада ГЭС. - Для начала нужно договориться с энергетиками, чтобы сброс воды проводился чаще, особенно в период активного цветения воды, чтобы не было «стояния» воды, - считает эколог. – К тому же нужна модернизация существующих водозаборов и очистных сооружений «на входе» и «на выходе». Чтобы не забирать последние силы у Волги, местным властям пора заняться активным поиском, расчисткой и забором воды из родников, артезианских скважин. Есть ещё один, трудоёмкий, но весьма эффективный метод спасения нашей реки – реабилитация малых речек, в неё впадающих. Ведь их воды и берега в безобразном состоянии. И речь не только о намеренном убиении природы – той же речки Падовки, например.
Гадят по-малому, но в больших количествах. Александр Душков, председатель Ассоциации по обращению с отходами, привёл пример: 90% мусора возле речек - это ПЭТ-посуда: бутылки, стаканчики, тарелки – то есть всё, что оставляет народ после пикников. Типичной картиной на берегах водоёмов стал водитель, намывающий своё авто. Или хозяйки в палаточных городках вдоль всего правого побережья, устраивающие постирушки «тайдами» и «ариэлями» - настоящим, кстати, лакомством для сине-зелёных. - Земляки, к сожалению, никак не в силах постичь нерушимость связей их экологической культуры с их здоровьем и благополучием, - сокрушается мусорщик. Для спасения малых речек нужна особая программа. Она, кстати, разработана самарскими экологами. Вот только и власти не очень понимают, к чему может привести пренебрежение проблемам экологии.
Вот маленький пример. Чтобы мэрия Самары поставила большие бункеры для сбора мусора у водоёмов, самарскому экологическому союзу пришлось три года «долбить» городскую администрацию. В последнее десятилетие на проблемы Волги накладывается проблема климата. Великая сушь приводит к тому, что снижается уровень грунтовых вод. Оттого и Волга мелеет. Между тем у климатологов есть понятие «сила Кориолиса». Эта сила, влияющая на движение воды и воздуха, примерно раз в несколько десятилетий меняет направление своего действия, изменяя и «наполняемость» рек. Так вот согласно вычислениям климатологов Волга в настоящее время должна быть полноводной. Но уже в прошлом году у Сызрани река ушла от своих берегов на 10 метров. И жители Самары замечают, что Волга всё больше отодвигается к старому руслу – в район Воложки, к Прорану. Ещё десяток лет – и пляжи переместятся на середину нынешнего фарватера. ..
Смотрите также:
- Пустынные земли. Почему в Самарской области исчезают реки →
- Экологи объявляют тревогу: купаться скоро будет негде! →
- Волга начала превращаться в огромное болото →