16 октября на АвтоВАЗе официально подтвердили уход Игоря Комарова с должности президента. В ближайшем будущем Комаров предположительно займёт пост главы Объединённой ракетно-космической корпорации. В начале декабря на заседании совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» утвердят нового президента компании.
Швед Бо Андерсон - кадровый военный, в 1987 году сменил мундир майора шведской армии на деловой костюм менеджера концерна «Сааб». Достигнув там поста вице-президента по закупкам, он перешел в «Дженерал Моторс», откуда в 2009 г. был приглашён реформировать нижегородский ГАЗ. Реформа получилась успешной, но радикальной: Андерсон сократил производство легковых машин семейства «Волга», переключившись на автобусы, грузовики и коммерческий транспорт. В итоге группа ГАЗ возглавила нужные сегменты рынка и вышла в плюс. Методы достижения успеха были довольно жёсткими: Андерсон уволил с завода 56% всего управленческого аппарата и около 35% рабочих, сократив 50 000 рабочих мест в первый же год своей работы. Ждёт ли АвтоВАЗ такая же перспектива?
Социалку «сбросят»?
«Французы движутся к финалу, их цели понятны: завладеть системой АвтоВАЗ-техобслуживание и получить функционирующую точку по сборке дешёвых, но востребованных французских автомобилей, - уверен тольяттинский политолог Сергей Дьячков. - Это приведёт к тому, что завод сбросит со своего баланса оставшиеся социальные объекты. Стоит ожидать и сокращения персонала. Это может загнать Тольятти в очередную депрессию». Не ожидает радостных известий и председатель независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Пётр Золотарев. «Одно из требований иностранцев - поставить завод под контроль. Возможное назначение Бо Андерсона я воспринимаю как завершающий этап этой операции. Для рабочего класса улучшений точно не будет - только ухудшение. Ведь собственники заинтересованы исключительно в получении прибыли», - говорит Золотарёв.
По мнению же финансистов, если автогигант переделают по европейским образцам, это пойдёт ему только на пользу. «Инвестиционное сообщество процессы, происходящие на АвтоВАЗе, рассматривает скорее положительно, - говорит гендиректор компании «Восток-Инвест» Владислав Зотов. - Что касается количества сотрудников, то, например, в Германии на автозаводе такой же мощности и производительности занято в 5-7 раз меньше рабочих. Это происходит за счёт оптимизации рабочего процесса, установки современного оборудования. У нас зачастую социальные и политические мотивы тормозят развитие производства».
МНЕНИЕ
Дмитрий Яковенко, исполнительный директор «Самарской гильдии финансистов»:
- Передать АвтоВАЗ из государственного управления в толковые руки - единственный выход! Системные проблемы на заводе настолько серьёзны, что им нужно отказаться сейчас от российских брендов и выпускать массовые, недорогие автомобили французского концерна. Но французы зарплату зря платить не будут. Поэтому определённые сокращения на заводе вполне возможны. Тольятти является моногородом, и для него, конечно, страшны потери рабочих мест.
Смотрите также:
- Автопроизводители не довольны повышением цены на металлопрокат →
- Алексей Кудрин чувствует свою вину за кризис 1998 года →
- Я б в рабочие пошёл. Но кто меня научит?.. →