Примерное время чтения: 11 минут
67

В огне сражений. Истории нефтепроводчиков - участников войны

Великая Отечественная война коснулась людей всех возрастов и профессий. Немало участников войны и тружеников тыла и среди нефтепроводчиков. К 80-летию Победы мы публикуем истории тех, кто попал в самые ожесточённые бои.

Пекло Сталинграда

Студент Орского педагогического техникума Дмитрий Степанович Баранков ушёл на войну в 18 лет и сразу попал в Сталинград. Он командовал автоматчиками. Сначала сражался у тракторного завода, а потом его дивизия заняла оборону на реке Мышково, где в декабре 1942-го начались тяжёлые бои.

Дмитрий Баранков
Дмитрий Баранков Фото: АО «Транснефть-Приволга»

«На нас двинулось бессчётное количество танков, самоходных орудий, артиллерия била прямой наводкой. Танки проскакивали через наши окопы. Чудом отбились. Из взвода в 40 человек в строю осталось 17. Я получил первое сквозное ранение в плечо и полгода провёл в госпитале», - вспоминал Дмитрий Степанович.

Потом он воевал в Ростовской и Смоленской областях. Война закончилась для Баранкова в Белоруссии в 1944-м году. На подступах к селу Ляховик его прижали к земле вражеские пулемёты. Головы нельзя было поднять. Весь день пролежали в снегу. С наступлением темноты ворвались в село. Кругом всё взрывалось. Дмитрий Степанович получил ранение в ногу. Врачи очень старались, но не смогли спасти конечность.

В августе 44-го года солдат вернулся в родной Оренбург. Он окончил среднюю школу, затем строительный институт и долго работал в нефтяной отрасли. Последние шесть лет перед пенсией - инженером по гражданской обороне в Самарском районном нефтепроводном управлении «Транснефть – Приволга».

С ранением в строю

Гали Зиннатуллин
Гали Зиннатуллин Фото: АО «Транснефть-Приволга»

Гали Зиннатуллин, уроженец Бавлинского района Татарстана, ушёл на фронт в 18 лет, участвовал в Сталинградской битве. Всю жизнь потом он помнил, как зимой форсировали Дон. Переправлялись под обстрелом и бомбежкой. Тогда погибло много товарищей. После освобождения Кантемировки с боями двинулись на соединение с армией, шедшей с противоположной стороны. В одном из таких боев Гали Идиятулловича осколками снаряда ранило в голову. Превозмогая боль, он попросил взводного остаться в строю, чтобы через стереотрубу «засекать» вражеские танки и орудия. За мужество Зиннатуллин удостоился медали «За отвагу».

В одном из населенных пунктов артиллеристы столкнулись с упорным сопротивлением фашистов. Группе разведчиков во главе с Зиннатуллиным пришлось трижды ходить в опасный поиск, чтобы добыть сведения об огневых точках врага. За бесстрашие и находчивость мужчина получил вторую медаль «За отвагу». А его мужество и героизм на Курской дуге были отмечены орденом Красной Звезды.

В мирное время - 36 лет до выхода на заслуженный отдых – Гали Идиятуллович проработал дизелистом-машинистом на ЛПДС «Бавлы» Бугурусланского РНУ. Ритмичная работа станции и предупреждение аварий напрямую зависели от ответственности машиниста и его добросовестного отношения к делу, и с этой ответственностью он справлялся.

Сон на деревьях

Федор Серов
Федор Серов Фото: АО «Транснефть-Приволга»

Уроженца Бузулукского района Фёдора Ивановича Серова, работавшего учётчиком и кассиром, в 1942-м зачислили в только что сформированный 92-й запасной стрелковый полк и стали обучать военному делу. Первым заданием юного ефрейтора было с группой бойцов сопроводить состав с обмундированием для защитников Сталинграда. Затем была Старая Русса, где боец получил ранение в руку.

Потом, в Воронеже, Серов стал командиром отделения станковых пулемётчиков. Сам будучи человеком субтильным, таскал орудие весом в 70 килограммов! В боях под Воронежем Фёдора Ивановича вновь ранило в руку и ещё в ногу. Солдат сам вытащил осколки. После лечения участвовал в боях с финнами. В болотистых лесах под Ленинградом из-за обилия влаги приходилось спать на деревьях. Сухие пайки сбрасывали с самолётов.

Вскоре аккуратному и исполнительному старшине предложили учиться в Таллиннском военном пехотном училище, эвакуированном в Тюмень. Учёба в этом училище, а затем и в Западно-Сибирском военном пехотном, закончилась быстро: оказалось, курсант не был годен к войне по здоровью. Но армейская служба для него продолжилась до 1947 года

После войны Фёдор Иванович переехал в свой дом в Бугуруслане и устроился в Бугурусланское РНУ. Сначала работал стрелком, затем, подучившись в Москве на курсах, - старшим инструктором, начальником команды ведомственной охраны.

С баяном по жизни

Петр Полосминников
Петр Полосминников Фото: АО «Транснефть-Приволга»

Петр Власович Полосминников о том, что такое война, узнал ещё дома. Летом 1942-го допризывником видел налеты фашистской авиации на наши войска, шедшие к Сталинграду. А когда призвали его самого, их маршевую часть тоже разбомбили. Потом бойца-пехотинца ранило под Харьковом.

После госпиталя Полосминников воевал в мотострелковых частях пулеметчиком. В мае 1944-го с боевыми товарищами освобождал Севастополь. Следующую фронтовую специальность Петра Власовича определили довоенная семилетка и хорошая учеба. Его направили в разведку минометной бригады, воевавшей в составе 3-го Белорусского фронта.

Одним из самых страшных стал бой за лесопильный завод под Кенигсбергом. Уцелеть в том пекле удалось лишь чудом. Помогало воину отводить беду его жизнелюбие. На фронте Полосминников слыл весельчаком, не расставался с баяном. В минуты затишья радовал друзей песней.

Далее его фронтовые пути пролегли через Данциг, Райхенхаген, Росток. Их отражением стали боевые награды – медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга». Потом снова госпиталь, откуда Пётр Власович вышел инвалидом второй группы.

В 1980 году Полосминникова пригласили работать мастером цеха технологического транспорта и спецтехники Волгоградского РНУ. Условия для ремонта техники были тяжелые. Ни одного бокса крытого. Но мужчина добился строительства ангара. Используя свой опыт снабженца, он доставал запчасти, где только мог. И ему удавалось содержать технику в исправности – и на трассах, на ремонте нефтепроводов, она не подводила.

Ложная похоронка

Николай Иванович Ковалёв родился в 1924 году в селе под Царицыном. В 1940-м после семилетки прошел на курсы трактористов, а через два года - на войну. В военкомате решили: раз тракторист – прямой путь в танкисты. В танковом училище в Рязани Ковалёв освоил специальность механика-водителя. Преподаватели оценили рвение смышленого парня и оставили его для подготовки на младших командиров. Но летом 1943-го курсанты получили новые Т-34 и отправились на Курскую дугу. Через месяц тяжелых боев, их вывели на отдых и переформирование.

При форсировании Днепра осенью 1943-го ребята удачно переправились на понтоне со своим танком на правый берег.

«Началась жуткая бомбежка, командир танка, видно, ориентир потерял. Проскочили линию обороны немцев и оказались километров за 30 у них в тылу. Когда разобрались, что к чему, поняли: все равно погибать, так хоть душу отведём. Стали давить всё подряд: машины, повозки, пулеметы. Немцы тоже опешили, и мы благополучно вернулись к своим. Нас уже потеряли. Сначала поругали, а потом наградили. Я орден Красной Звезды тогда получил», - рассказывал Николай Иванович.

Как-то во время бомбежки он выскочил из танка, и его отбросило взрывной волной. Несколько суток боец не приходил в сознание, и в родной Красный Яр на него ушла похоронка. Но он очнулся, затем его выходила санитарка Маша.

С 1977 по 1984 годы Ковалёв работал начальником военизированной пожарной охраны на НПС «Красный Яр». Приходилось нелегко. Станция только строилась. За дело фронтовик взялся со всей энергией. Оборудовали пожарное депо, пригнали 4 машины. В зоне ответственности Ковалёва было 5 станций, на которые он летал вертолетами - контролировал работу, возил смену, зарплату.

Справка
Всего в организациях «Транснефь-Приволга» трудились свыше 400 ветеранов войны и тружеников тыла.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах