Эти и другие вопросы мы обсудили с профессором и деканом психологического факультета Самарского государственного университета Константином Лисецким.
Героизм на диване
АиФ-Самара: Гражданская война на Украине развела по разные стороны баррикад братские народы - русских и часть украинцев. Особенно это противостояние заметно в сети интернет. Появилась какая-то стена. Чувствуете её искусственность?
Константин Лисецкий: Все стены искусственные. Будь то Великая китайская или бывшая берлинская. Там, где возникает граница, появляется противостояние. Конфликт развивается тогда, когда граница «пролегла» через личное, психологическое пространство людей. У большинства россиян непринятие фашизма впечатано в гены. В каждой семье есть люди, прошедшие Великую Отечественную войну. Поэтому любые формы нацизма вызывают в нашем обществе отторжение. Что касается интернет-войн - это героизм на диване, с тортиком в руках. Удивительно, что многие российские пользователи сети знают все тайные планы США, а украинские - планы России. Взвинчивание эмоций блокирует критическое мышление. Уклонение от умственного напряжения не остается без последствий. В психологии хорошо изучен феномен, когда «жертвы» и «преследователи» меняются ролями. Так часто бывает, когда гражданское общество опирается на государство, а не наоборот. Но государство не всегда бывает правым. Общество тоже не стоит идеализировать, но в нём многое определяет иерархия идей, а не иерархия должностей, как в государстве. В этом их принципиальное различие..
- За какие-то полгода среди интернет-пользователей и не только появились новые словечки: «укр», «укроп» (от сокращённого «украинский патриот»), «ватник» - сторонник пророссийских взглядов, ввиду большой популярности этой удобной стеганой куртки в СССР, «колорад» - по цвету Георгиевской ленты, напоминающему некоторым окраску колорадского жука (хотя россиянам больше нравится трактовка в контексте расцветки амурского тигра). Выходит, жить нашим народам придётся по-новому?
- В самом начале перестройки, когда Прибалтика и Грузия объявили о намерении выйти из состава СССР, мы с коллегами психологами размышляли о будущем Советского Союза. Тогда мы высказали догадку, которая, к сожалению, стала пророческой. Негативное отношение к представителям другой национальности стало считаться проявлением этнической нравственности! Новая реальность уже возникла. Невольно вспоминаю слова Михаила Булгакова: «Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются». Однако, к сожалению, люди от этого меняются. Неплохо было бы это осознать и «украм», и «ватникам». Булгаков писал, что злых людей на свете нет, есть только люди несчастливые. А несчастливый человек жесток и черств. Большинство людей понимают, что жить ненавистью - это непродуктивно, и поэтому ищут новое пространство для жизни.
Нужна идея
- На сегодняшний день тех, кто уехал от войны в нашу губернию, более 1700 человек. Людям фактически некогда перевести дух, надо собирать документы, чтобы узаконить свой статус и искать работу. Не всякому под силу вынести этот марафон. Как думаете, люди могут «сломаться» психологически?
- У нас в губернии нет опыта работы с беженцами в таком масштабе. Многие приехавшие испытали на себе все ужасы войны: бомбежки, стрельбу за окном, ночные сирены и вооруженных людей в масках на улице, по которой дети ходили в школу. Когда земля уходит из-под ног, так важно чувствовать поддержку. И она здесь есть. Самарцы объединяются в группы в социальных сетях, где делятся с беженцами не только вещами и деньгами, но и человеческим участием. У нас работает горячая линия круглосуточной психологической помощи. Кроме того, активной психологической поддержкой мигрантов из Украины занимается центр «Семья».
- Но тем не менее находятся и те, кто опасается, что из-за притока беженцев увеличатся социальные проблемы жителей.
- За последние годы сложилось настороженное отношение к мигрантам. Приезжих редко оценивают по интеллектуальным способностям или по уровню квалификации. Конкуренция на рынке труда даже не подразумевает постановки вопроса таким образом. Глупо множить страхи. Нам всем необходимо осознать, что сейчас идёт процесс решения сложнейшего международного конфликта. Элиты должны показать личный пример помощи и поддержки переселенцев из Украины, тогда простые жители не будут чувствовать скрытого недовольства: «Ну вот, мы, как всегда, опять всех кормим». Кроме того, ассимиляция беженцев с юго-востока Украины не связана с культурными препятствиями или языковым барьером.
Как ни печально, проще и быстрее всего людей сплачивает общая беда. Нужно посмотреть на украинские события через её призму. Прекращение огня, переговоры, отвод войск - это политические инструменты лидеров конфликтующих сторон. Я хочу сказать о последствиях, социально-психологических проблемах и возможностях их решения.
В первую очередь необходимо изменить акценты в нравственных оценках национальных особенностей друг друга. Напомнить всем, что наука, экология, спорт, не имеют национальных границ. Необходимо повысить ответственность за соблюдение законов о пропаганде экстремизма. Для элиты национальный вопрос - один из способов сплочения своего народа.
Но главное - сотрудничество в сфере масштабных проектов. В единении легко преодолеваются национальные обиды. В Советском Союзе таким проектом был космос. И у Самары, как у космической столицы, есть шанс стать отправной точкой этого начинания.