Аналитики «АВТОСТАТа» исследовали парк легковых автомобилей в России в городах-миллионниках. Выяснилось, что наибольшая обеспеченность легковыми автомобилями у Самары - на тысячу жителей приходится 334 машины.
Для чего самарцы скупают «легковушки», готова ли дорожная сеть к такому количеству машин и как автосреда забирает пространство для жизни?
«Красные» дороги
25-летний самарец Роман работает таксистом. Он не понаслышке знает, как в «пиковые» часы горожане часами жгут бензин в пробках.
Самые проблемные участки - на пересечениях улиц Ново-Садовой и Советской Армии, Ново-Садовой и Лейтенанта Шмидта. Стоят автомобили на участке от Московского шоссе до улицы Мичурина. Скоро откроется дачный сезон, а значит, заторов на дорогах прибавится. «Дачные» пробки появляются в конце недели на Московском шоссе, в районе автостанции «Аврора».
Активистка региональной общественной организации «Союза автомобилистов» Татьяна Васильева объясняет, почему машин так много и почему самарцам не прожить без личного авто.
«У нас так всё обустроено, что с пригородных районов, таких как Петра Дубрава, Зубчаниновка, Красной Глинки, Рубёжки в центр по-другому добраться невозможно. Потому что общественный транспорт там либо не ходит, либо его приходится ждать часами, - говорит общественница. - «Южный город» мог бы стать образцовым в плане транспортной доступности, но и там проблемы. А значит, людям приходится садиться за руль».
Татьяна Васильева уверена, что снижению пробок способствует развитие инфраструктуры в отдаленных районах. «К примеру, беременные женщины из Зубчаниновки должны вставать на учёт в 15 микрорайоне. Добраться туда она может двумя способами: в маршрутке по ямам и кочками или на машине. По-моему, выбор очевиден. Развивайте социальную инфраструктуру и интернет-связь в посёлках - и дороги будут свободнее», - считает Васильева.
Эту точку зрения полностью разделяет и инженер по автодорогам Александр Медведев.
По советским меркам для областной столицы потолок - это 250 легковых автомобилей на 1000 жителей. У нас их на треть больше. Почему Самара лидирует по количеству автомобилей на душу населения? На это влияет три причины: свободный рынок, отсутствие регулирования автомобилепользования и перебои с общественным транспортом.
«Люди буду продолжать покупать автомобили, потому что при любых обстоятельствах он комфортнее, чем самый современный трамвай или автобус. Но ядро пользователей личного транспорта должны составлять жители пригорода, а не центральной части города, - поясняет Медведев. - К сожалению, проблема поселков-спутников заключается в ошибках градостроительной политики. С одной стороны, ежегодно сдаются тысячи квадратных метров нового жилья в центре Самары и за городом. С другой - мы не можем обеспечить новые микрорайоны ни общественным транспортом, ни дорогами, ни парковочными местами, ни работой по месту жительства. Вот они и едут в центр».
Дома на пути
Для того чтобы разгрузить дороги Самары, в областной столице возводят многоуровневые развязки. Шестиполосный путепровод должен появиться на пересечении Ново-Садовой и Советской Армии. Его начали строить в феврале этого года. Но не для всех это стало благом. В нашу редакцию обратились жители домов, расположенных по адресу: улица Ново-Садовая, №178, №176 и №174, под их окнами строится четырёхполосная дорога. Такое соседство граждан возмущает, никто не хочет, чтобы под окнами был круглосуточный шум и выхлопные газы. Люди направили жалобы Уполномоченному по правам человека, губернатору, полномочному представителю президента в ПФО.
«Именно наш дом находится ближе всего к новой эстакаде. В документации указано, что существующая интенсивность движения на улице Ново-Садовой - 55 тыс. автомобилей в сутки. Перспективная интенсивность - более 98 тысяч автомобилей в сутки. То есть мало того, что нам придется жить под мостом-путепровод построят примерно до пятого этажа, так ещё и с закрытыми окнами», - переживает жительница дома №176 Людмила Колёскина.
Кроме того, жильцы данных домов отмечают, что у же сейчас работы нарушает их права на безопасность и спокойную жизнь: очень шумно, траншеи не огорожены, не везде есть предупреждающие знаки, выехать из двора на своем автомобиле невозможно, а под окнами грохочет строительная техника. Работы будут вестись несколько лет, поэтому жильцы просят власти с пониманием отнестись к ситуации, заложниками которой они оказались, и обратить внимание на их проблемы.
Три кита дорожной инфраструктуры
Инженер Александр Медведев отмечает, что подобной ситуации можно было бы избежать, если бы местные власти использовали политику автомобилерегулирования. «У нас с пробками борются строительством новых дорог. Но это однобокий подход. Согласно научным исследованиям, расширение дорожной сети приведет лишь к увеличению количества личного автотранспорта. Создавая инфраструктуру для автомобилей, мы провоцируем их использование. К примеру, с расширением Московского шоссе и появлением на нём развязок усилился и поток автотранспорта», - говорит эксперт.
Александр Медведев уверен, что нельзя до бесконечности расширять дороги, иначе мы лишимся города и среды для жизни. Особенно это касается тех горожан, кто живет в домах вдоль таких магистралей-монстров.
С высоким спросом на автомобили не надо бороться, его можно регулировать, параллельно развивая и систему общественного транспорта и создавая парковочные места.
К примеру, в Казани на новых развязках внедрили полосы для общественного транспорта и обустроили в городе платное парковочное пространство. Но в Самаре нет единого плана развития этих направлений. Медведев связывает это с отсутствием у городских властей собственного финансирования данных проектов.
«У нас делаются шаги к созданию платных парковок. Планируется, что их будет порядка 6 тысяч. Я думаю, это процесс тормозят из-за грядущих выборов. Но руководствоваться надо не политическими соображениями. С появлением платных парковок у людей должна появиться альтернатива - развитая сеть общественного транспорта. Её пока нет», - резюмирует эксперт.