Организаторы признаются, что «Энколпион»- это фестиваль-погружение. Три дня участники провели как отшельники, жили в походных условиях, спали в шатрах, готовили пищу на костре. Зрителей позвали только на закрытие. Однако, сколько впечатлений!
Моду на фестивале задавали «парижане» из Ярославля. Их шатёр выглядел весьма живописно. Горожанки были одеты в закрытые тёмно-синие платья с поясами, декорированными эмалью. Волосы убраны под изящные капюшоны. На мужчинах - приталенные камзолы и шапероны – головные уборы с длинным, свисавшим на спину, шлыком и широкой пелериной.
«Для головных уборов в Средневековье выбирали самую дорогую ткань. Шлык в холодное время мог использоваться как шарф. Длина шлыка показывала, насколько человек зажиточный», - поясняет участник фестиваля из Ярославля Александр.
В полевом лагере можно было рассмотреть военное снаряжение простых солдат. Ребята из Оренбурга привезли отряд английских лучников 15 века. Их интересует и военная одежда, и оружие той мятежной эпохи. Все костюмы шили сами. Текстиль для деталей наряда ткали на станках, вручную.
Например, прадедушка современного бронежилета – тканный доспех «жак» изготовлен из12-ти слоёв ткани. Такую защиту от стрел надевал пехотинец, отправляясь, возможно, в последний для себя бой.
«Реконструкция — это не шоу, а, прежде всего, кропотливая работа с историческими документами - картинами, записями, свидетельствами современников, экспонатами музеев. Все, что мы делаем, применимо на практике. На мне одежда английского лучника, сшитая из мелкого сукна, заваленная с тыльной стороны до такой степени, чтобы спереди было видно переплетение рисунка. Увлечённый реконструкцией битвы при Босворте, - Крой обуви восстановлен по документам с английского корабля «Мэри Роуз». Сапоги сшиты из телячьей кожи, подошва изготовлена из чепрака», - рассказывает программист из Оренбурга Андрей.
Синяя Европа
Свою одежду участники фестиваля окрашивают натуральными красителями. Самым популярным и доступным цветом для горожан того времени был насыщенный синий. Вместо вайды - красильной травы, которая растёт в Европе, реконструкторы используют индиго. В 15 веке этот красильный порошок из Индии (собственно, отсюда и название) пользовался популярностью среди знати. На фестивале зрители могли воочию наблюдать процесс окраски текстиля. Индиго разводят водой и аккуратно погружают готовую одежду в ёмкость с краской. Вуаля! Через несколько минут простое платье расцветает небесными оттенками.
Для украшения изделий применяют штампы для набойки на ткани. Ирина Крюкова из клуба исторической реконструкции «Легенда» (Самара) рассказала, что эта декоративная техника пришла в средневековую Европу с Востока. Контур штампа наносится на ткань, а затем раскрашивается вручную. Штампы до сих пор изготавливаются индийскими мастерами. Внешний вид мастерицы под стать общей канве фестиваля: льняное платье с камизой, сборенное чуть выше талии, баранки кос убраны под искусно повязанный платок, - чем не образ итальянской мадонны с картины Пьетро Перуджино?
Кого только не встретишь на фестивальной площадке! Колоритный «немецкий» художник Александр Гвоздю приехал из Саратова. Инсталляция южной Германии в исполнении саратовцев — это кусочек средневекового Аугсбурга. Возможно, несколько веков назад так выглядели немецкие улочки с живописцами.
Неспешную беседу то и дело прерывает грохот пушки Леонардо да Винчи, скрытой за деревянными бойницами лагеря. Словно напоминание, что в тот неспокойный век война была обычным делом.