На ул. Куйбышева и Ленинградской уже весна. Сотни других улиц завалены грязными массами снега, а сугробы вдоль городских дорог высятся вровень со вторыми этажами домов. Из них можно вытесать танки, корабли, подводные лодки. Как и сделал, кстати, один тольяттинец, своеобразно поздравив с праздником мужчин своих земляков - вырезал из грязного сугроба бензопилой танк.
Из-за дефицита городского бюджета снег вывозится из Тольятти только на 10% от потребности - так что простор для творчества широкий. Разбивать площадки для зодчества можно и самарцам - тёмная субстанция, которую и снегом-то назвать нельзя, похоже, пролежит до мая. Мы промониторили информацию об уборке снега в Самаре, взяв в качестве примера улицу Фадеева. Дорожные службы, согласно планам работы, должны были заняться уборкой снега здесь 3 марта. Но ни в этот день, ни в последующие две недели снег так и не вывезли. По спрессовавшимся его слоям, как по кольцам деревьев, можно подсчитывать количество снегопадов за прошедшую зиму.
Руководитель Самарской Зелёной Лиги Сергей Симак предупреждает: «За зиму в городском снегу накапливается огромное количество вредных веществ. Среди них - ароматические углеводороды, соли тяжёлых металлов, кислоты, хлорид натрия и песок, бытовые отходы».
Химия - не жизнь
На днях глава администрации Самары Олег Фурсов распорядился подготовить постановление о полном либо частичном запрете использования песко-соляной смеси в городе, исходя из возможностей бюджета. «Это делается для того, - уточнил градоначальник, - чтобы жители не страдали от пыли и грязи, которая остается после весны от этого материала».
С ноября по март, например, только на территории жилищного фонда, находящегося в управлении компании «ЖКС», было использовано более 500 тонн песко-соляной смеси. Преимущества этого способа противогололёдной обработки, по мнению коммунальщиков, - относительно невысокая стоимость при высокой эффективности. Но они сами честно говорят и о минусах. Главный из которых, конечно же, - это образование после высыхания смеси пыли, признают в пресс-службе компании.
Если же песок с солью заменят «Бионордом» (противогололёдной смесью, состоящей, к слову, из отходов магниевой промышленности), который наша муниципальная власть использует уже в пяти районах города, минусов будет гораздо больше. Как утверждает член-корреспондент Российской экологической академии Анатолий Виноградов, ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка в городе, напрямую связана как с неубранным вовремя снегом, так и с увеличением количества применяемых противогололёдных реагентов.
«Растворимые химические агрессивные вещества частично просачиваются в почву, загрязняя её, но их значительная часть вместе с потоками талых вод попадает в водоёмы. Теоретически эти воды должны перехватываться ливневой канализацией и поступать на очистку, но состояние ливнёвки в Самаре таково, что большая часть этих вод (и загрязнителей) стекает в Волгу, Самару, озёра и пруды напрямую. Скапливающийся всю зиму снег даже опасней для городской природы, чем «химические», но кратковременные дожди. Почва после попадания в неё осадков с реагентами из года в год уплотняется, крупные поры заполняются солями, по сути, цементируя её и увеличивая засоленность. Отсюда - гибель почвенных микроорганизмов, снижение их видового разнообразия», - говорит эколог.
Природа «лысеет», а люди?
Лесоводы, глядя на огромные кучи снега, придавившие деревья, говорят и о замедлении роста травянистых и кустарниковых растений.
«В условиях мегаполисов растения «болеют» чаще. У городских деревьев чаще развивается так называемый рак растений - опухолевидные утолщения и разрастания», - объясняет кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Самарской социально-гуманитарной академии Валентина Ильина.
То есть, если снег не будет убираться вовремя, а количество применяемых агрессивных химических реагентов расти, город в конце концов просто «облысеет». Сами коммунальщики предупреждают о том, что перенасыщение агрессивными химическими веществами городских грунтов приводит в конечном счёте и к увеличению коррозии металла в подземных коммуникациях.