- По подсчетам экологов, в Самаре около 8500 кубометров загрязненного снега лежит между придорожными посадками. Сейчас снег начал таять, деревья начнут высыхать, и я не удивлюсь, если Самара через несколько лет станет «лысой», - объяснил решение экологов Пукалов.
Волга-сток
Сергей СИМАК, эколог, член Общественной палаты РФ, напоминает: «За зиму в городском снеге накапливается огромное количество вредных веществ». Среди них - ароматические углеводороды, соли тяжелых металлов, кислоты, специфические загрязнители, минеральные частицы, сажа, выброшенные промышленными предприятиями и автотранспортом, компоненты противогололёдных смесей, бытовые отходы, разлагающиеся трупы животных, попавшие в снеговые отложения за зиму. Растворимые вещества частично будут просачиваться в почву, загрязняя ее, но их значительная часть вместе с потоками талых вод попадет в водоёмы. Теоретически эти воды должны перехватываться ливневой канализацией и поступать на очистку, но состояние ливнёвки в Самаре таково, что большая часть этих вод (и загрязнителей) стекает в Волгу, Самару, озёра и пруды напрямую.
Червячки в цементе
Анатолий ВИНОГРаДОВ, биолог, член-корреспондент Российской экологической академии, разделяет тревогу коллег: «Скапливающийся всю зиму снег даже опасней для городской природы, чем «химические», но кратковременные дожди. Почва после попадания в неё осадков с реагентами из года в год уплотняется, крупные поры её заполняются солями и твёрдыми частицами остатков противогололёдных реагентов, по сути цементируя её». В результате гибнут живущие в почве микроорганизмы, дождевые черви и насекомые. Болеют и плохо растут кустарники и деревья, чахнет трава. Анатолий Виноградов уверен: «В план бюджетного финансирования надо включать удаление снега заблаговременно. Исключить из применения агрессивные химические реагенты с учётом экологической экспертизы».
Вода металл точит
Но не только живой природе угрожает беспечность коммунальных служб.
- Снег, нашпигованный химическими реагентами, изменяет химический состав грунтов. Увеличивается их «агрессивность» по отношению к металлам, бетону и другим стройматериалам, - констатирует Ксения ВАСЕНИНА, инженер-строитель «Самаражелдорпроекта». - Засоление грунтов приводит к снижению их электрического сопротивления и, соответственно, к увеличению электропроводности. За счёт этого в грунтах на территории города увеличивается интенсивность миграции блуждающих электрических токов, проникающих в геологическую среду при утечках из кабельных и иных электрических сетей (трамвайных и троллейбусных линий, линий уличного освещения). В свою очередь, это увеличивает интенсивность коррозии металлов трубопроводов, кабельных сетей, ме таллической арматуры, свай и так далее. А отсюда – частые порывы подземных коммуникаций, что также ведет к развитию негативных инженерно-геологических процессов - подтоплений, размывов. Образуются провалы. Подобные случаи уже не раз фиксировались на территории города.
МНЕНИЕ
Арина ШЕВЕЛЁВА, аллерголог-иммунолог горбольницы №4:
- Ещё несколько лет назад пик проявления аллергических реакций приходился на конец апреля – начало мая. Цветение первых растений и распускающихся почек способствовало сезонному обострению аллергии. За последние несколько лет картина резко изменилась. Уже в середине марта приступы ринита и прочих сопутствующих аллергии проявлений атакуют горожан уже в середине марта. Мы напрямую связываем это с реагентами, которые используют зимой для обработки тротуаров и проезжей части. Если в прошлые, бесснежные зимы их засыпали и заливали в меньшем количестве, то в последние годы их применение выросло в разы. У нового явления есть даже неофициальное название - «аллергия на тающий снег»!