3 декабря самарские 11-классники напишут пробное сочинение по литературе. Свои знания проверят более 14 тыс. выпускников из 514 школ области.
Обязательное сочинение по литературе стало одной из новинок учебного года. Но форма экзамена может оказаться непростой для школьников, привыкших к тестам и клишированным сочинениям. Однако многого экзаменаторы и не требуют: за сочинение выпускники получат не конкретную оценку, а «зачёт» или «незачёт».
Как рассказала заместитель министра образования и науки Самарской области Светлана Бакулина, по итогам предварительного сочинения 90% выпускников справились с работой. «56% детей на экзамене выбрали тему, связанную с Великой Отечественной войной», - уточнила она.
Точные формулировки тем сочинений выпускники узнают только на экзамене, но минобразования уже объявило пять тематических направлений для сочинения: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию
М.Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?»
После экзамена все сочинения будут вывешены на федеральном портале. Вузы смогут проверить их по собственным критериям и начислить абитуриенту до 10 дополнительных баллов. Допбаллы можно получить также за диплом с отличием, золотой или серебряный значок ГТО, работу волонтёром и за победы на олимпиадах.
Как заметила учитель русского языка и литературы Светлана Сосина, «сочинение по литературе проверяет знание текста, поскольку от выпускника ожидают, что он не только сможет порассуждать по предложенным темам, но и приведёт небольшой фрагмент из текста (здесь приветствуется короткий пересказ), который подтвердит его мысль. Таким образом, сочинение мотивирует детей читать гораздо больше».
Писать не умеют?
Некоторые преподаватели считают критерии экзамена слишком либеральными.
«Сочинение проверяется по пяти критериям: соответствие теме, привлечение литературного материала, оцениваются композиция и логика рассуждений, качество письменной речи, грамотность. При этом грамотным считается сочинение, в котором допущено менее пяти ошибок на 100 слов. А ведь в любой школе сочинение с таким количеством ошибок получает «двойку», - пояснила репетитор Ксения Сундукова.
«Несмотря на мягкость критериев, написав пробное сочинение, часть учащихся получили «незачёт», допустив много речевых и грамматических ошибок, - подтвердила Светлана Сосина. - Многие выпускники не способны написать связный текст».