30 лет я выписываю и с удовольствием читаю "АиФ". Но негативные публикации о едином госэкзамене заставили взяться за перо.
Сознательный выбор
35 лет работы директором сельской школы позволяют мне сравнивать традиционную форму итоговой оценки знаний и новую. Самарская область вступила в эксперимент в 2002 году. В нашей школе, перешедшей тогда в разряд малокомплектных (менее 100 учащихся), ребята сознательно "ринулись" в ЕГЭ. Уже в 2004 году шестеро из 10 выпускников все пять предметов сдавали только в формате ЕГЭ. Сильные учащиеся выбирают эту форму, мечтая о высшем профобразовании, слабые - как спасение от психологических и физических перегрузок на обычном экзамене. За семь лет участия в ЕГЭ наши ученики ни по одному предмету не получили ни одной "двойки", что говорит о соответствии заданий и уровня знаний.
Да, мы и до введения ЕГЭ выпускали из школы медалистов, но мерилом медальной пробы тогда было только поступление в вузы. Теперь мы можем сравнивать уровень наших детей и из других школ. 33,3% наших выпускников 2006-2008 г.г. - медалисты; более 80% токмаклинских студентов учатся на бюджетных отделениях; только в этом году четыре наших выпускника окончили престижные вузы, включая "плехановку", с "красными" дипломами. При традиционной форме такое было редкостью.
В числе лучших
И как учитель истории и обществознания я за ЕГЭ. Тестовая форма хороша не только для контроля, но и для повторения, изучения нового, углубления изученного, организации самостоятельной работы учащихся. Ежегодно большинство выпускников нашей школы успешно сдают этот предмет. Средний балл по обществознанию с 57,3 в 2003 г. поднялся до 65,0 в нынешнем.
Все годы эксперимента по большинству сдаваемых предметов школа лидирует в районе и в числе лучших в области. Так, в 2006 г. по математике мы опередили даже большинство специализированных школ губернии. Не будь ЕГЭ, знал бы кто о нашем существовании? И как бы мы сами себя оценивали?
Школа успешно проявила себя и в аттестации девятиклассников в новой форме. По "провальной" в этом году математике 60% наших учащихся справились на "отлично". Могут ли после этого учителя отрицать ЕГЭ?
Это реальность
Я за ЕГЭ и как родитель. Здорово, что все мои затраты на образование дочери касались лишь питания и жилья! Она не воспользовалась достаточно высокими баллами единых госэкзаменов, сдала обычные экзамены в вуз (тот не принимал результаты ЕГЭ). Но это её выбор, и старая форма лишь подтвердила итоги ЕГЭ. А гарантия поступления (пусть в другой вуз) сняла родительскую нервозность, связанную с пересудами, что без взяток и протекции не пройдёшь. У многих дети поступили в вузы по ЕГЭ. Кто же будет против этого?
Нет системы без изъянов. Традиционная субъективна. Тестовая не учитывает психологию, человеческое в человеке. Но первая, имея 4 шкалы, очень условна и на школьном, и на абитуриентском уровне. В ЕГЭ оценка объективнее, у неё 25-30 градаций. В итоге у вуза простор для выбора абитуриентов, и абитуриентам понятны их шансы. А криминальные примеры (типа известных всем вариантов ответов на билеты ЕГЭ) равноценны ухищрениям на экзамене традиционном. Когда учащиеся готовят ответы только на 2-3 вопроса всего курса, когда на всё есть шпаргалки! В области большинство школ - сельские малокомплектные. В них 1-2 предметника. А в комиссии на экзамене должно быть 4 учителя. Понятно, неспециалист вопроса не задаст, боясь попасть впросак. А специалист "топить" своего ученика не будет. В итоге - завышенная оценка в аттестате и возможный срыв на вступительном экзамене. Чем он чреват для молодого человека с неустойчивой психикой?
Мы работали в традиционной системе с её "болячками", пока не вошли в систему ЕГЭ. Теперь условия на экзамене для всех одинаковые. Времени достаточно для выполнения заданий. Задания посильны любому ученику. А главное - школьный результат определяет профвыбор без промежуточных этапов и посредников.
Отмена в конце учебного года обязательного экзамена по литературе вынудила многих сдавать в традиционной форме ОБЖ, астрономию, физкультуру. Думаю, если б Минобразования сделало это в начале года, сдающих ЕГЭ было бы больше. Отмена "переводной" двойки по выборным предметам повысила ответственность учащихся.
ЕГЭ из эксперимента становится реальностью.