Одним из плюсов плана развития территорий вокруг будущего стадиона власти называют наличие железнодорожных путей, которые можно переоборудовать под метро. Но многие самарские краеведы считают, что под новое метро уже есть старый тоннель. Проложен он от реки Самары до вокзала. Одно время «старое куйбышевское метро» якобы вовсю использовали. О метро-призраке рассказали в своей книге самарские краеведы Олег РАТНИК и Игорь ПАВЛОВИЧ.
С буквой «М» на крыше
В начале 70-х годов XX века на предприятиях Куйбышева трудились иногородние специалисты, плохо знавшие город. Один из них приехал на предприятие, расположенное в районе так называемых самарских бухт, закончил дела и решил прогуляться по району до поезда. Потом зашёл в ближайшую столовую перекусить. Там, поняв, что опаздывает на станцию, стал узнавать, как быстрее попасть на вокзал. Кто-то подсказал, что в двух шагах есть метро. А на нём - две остановки до вокзала. Приезжий прошёл вдоль заборов и скверика и вышел к павильону с буквой «М» на крыше. Он запомнил, что павильон был окружён линией трамвайного кольца. Внутри всё было, как в обычном метро: эскалатор, тоннель, перрон. К платформе подъехали обычные вагончики, и состав устремился в тоннель. На второй остановке репродуктор проскрипел «Привокзальная». Командировочный поднялся наверх и добежал до поезда. Прошло много времени, прежде чем он вновь попал в Куйбышев. И вдруг узнал, что никакого метро в городе нет. Немало времени человек убил в поисках павильона метро, съездил в район бухт и даже нашёл ту столовую. Но ни сквера, ни трамвайного кольца, ни спуска в метро так и не сыскал. За помощью он обратился к самарским краеведам. Члены научно-исследовательской группы «Авеста» не раз осматривали район, где проходили эти события, пытаясь найти зацепки, способствовавшие такому восприятию реальности. Они выдвинули несколько предположений.
Амбарная дорога
- Полвека тому назад особую роль в жизни города играл район, расположенный между речным вокзалом и речным портом, - рассказывает Игорь Павлович. - В те годы ещё не были введены в строй большие элеваторы, зерно хранили в так называемых хлебных складах, вытянутых рядами вдоль реки Самары. Об этом помнят самарские старожилы. Но то, что тогда в городе трамвайные железнодорожные пути были объединены в единую систему, запомнилось немногим. По этой объединённой системе активно перемещались грузопассажирские трамваи.
Где были провода, они использовали электрический ток, а на железнодорожных путях переходили на дизельную тягу. В этом районе трамваи перевозили зерно и немногочисленных пассажиров. Вагоны двигались по центру города, а в районе Хлебной площади уходили к складам и оттуда направлялись к железнодорожной станции. Любопытно, что часть хлебных амбаров тогда была накрыта большим деревянным настилом. Въезжая под эту весьма протяжённую крышу, трамвай некоторое время ехал как бы в тоннеле. И в подражание столичному метро эту «амбарную дорогу» стали называть метро. Для жителей района довольно распространённым было сказать: «Поехали на метро» или «Встретимся у метро».
Смена декораций
Вторая версия совсем удивительная, и связана она тоже с этим районом города. История оказалась крайне живучей и, неоднократно рассказанная разными людьми, оказалась в архиве группы «Авеста». В середине 80-х годов пожарных вызвали на загорание в деревянном доме, расположенном в самарской бухте. Пожар ликвидировали. Но когда на следующий день на место выехал инспектор, он нашёл по адресу лишь полуразвалившиеся сараи и мусорные кучи, поросшие крапивой и чертополохом. Реальность поменялась, и в ней дома, пострадавшего от пожара, не существовало. Такой рассказ о быстрой «смене декораций» позволил краеведам предположить, что в этом районе имеет место феномен ино-реальности, а «метро-призрак» - вполне может быть одним из его проявлений. Чудеса так и остались бы чудесами, если бы недавно специалисты одного из самарских проектных институтов не раскопали в своих архивах старый план железнодорожных сетей куйбышевского речного порта. На схеме путей есть участок, обозначенный условным топографическим знаком «тоннель»…