Собственноручно долбят, крушат, ваяют и мочат, чтобы понять, например, как маленькие греческие триеры могли одолеть огромные персидские суда, какими способами мумифицировались тела усопших или возможно ли было силами людей построить пирамиды. Игорь Горащук – один из трёх российских учёных, которые занимаются экспериментальной обработкой камней. Вот уже почти двадцать лет он делает кремниевые инструменты, идентичные тем, которые служили нашим предкам тысячелетия назад. Каменный топор он может сработать за 15 минут.
Руки не для скуки
- Игорь, когда возникло направление исторического эксперимента?
- Считается, что в 1947 году, когда норвежский антрополог Тур Хейердал проплыл 7 тысяч километров от Перу до архипелага Туамоту на плоту «Кон-Тики», доказав, как ему казалось, свою теорию заселения Полинезии. Правда, он ошибался, современные методы анализа ДНК доказали, что полинезийцы не имеют отношения к американским индейцам. Но интерес к наглядным опытам остался.
- А сами полинезийцы до сих пор изучаются как пример первобытного состояния общества. И, сравнивая их образ жизни с артефактами, полученными в ходе археологических раскопок, многие учёные говорят, что неандерталец не был уж таким примитивным.
- Да, антропологи рисуют нам не очень симпатичный портрет неандертальца: покатый лоб, сильно развитые надбровные валики, маленький рост; намекают на примитивный мозг человека каменного века, грубые руки, висящие до колена без дела. Между тем инструменты, которые находят на стоянках, очень хорошего качества. Это говорит о том, что наши предки были способны на довольно тонкую работу. Каменными ножами, которым несколько тысяч лет, можно и сейчас поранить руку. Так что были в то время камнерезцы - виртуозы. Жил на месте нынешней Гундоровки (Красноярский район) в то далёкое время мастер, с которым я бы очень хотел встретиться.
- Опыт перенять?
- Мы с ним на одном уровне мастерства. Оба умеем делать широкие и очень тонкие бифасы (каменные ножи). Интересно только, с какой скоростью он делал одно рубило.
- То есть способности неандертальцев были учёными недооценены?
- Я изготовил целую коллекцию каменных рубил (примитивных ножей, топоров). В ходе различных экспериментов оказалось, что с помощью них можно выполнять очень сложные операции: и кроме свежевания туши, чистки шкуры, натачивания наконечников стрел, ими можно было гравировать камни, шить, расчёсываться.
Лучшая пища - тухлятина
- Что ещё можно узнать из испытаний орудий труда и охоты? Вы стреляете по зверюшкам?
- Нет, конечно, животных жалко. Мы же не мясники какие-то! Действие оружия мы проверяем на свиных тушах или на сложенной в несколько слоёв шкуре. Стреляем с разных расстояний. И по результатам эксперимента, сравнивая наконечники копий с археологическими находками, можно, к примеру, догадываться о социальной организации племени.
- Каким же образом?
- По силе ударов, их количеству можно определить, как неандертальцы охотились: индивидуально или группами. Сильный удар характерен для мезолита, когда охотники охотились в одиночку, а затем доставляли с помощью соплеменников добычу в племя. Охотник подкарауливал добычу, сидя в засаде, чтобы затем с близкого расстояния поразить животное копьём. Если же ударов было множество, но лёгких – значит, животное загоняли в ловушку и уже там забивали большой толпой охотников. Выходит, уже умели договариваться, организовываться для выполнения общих задач.
- А на мамонтов охотились именно так, как это в фильмах показывают: гнали к обрыву, а затем разбившееся животное там внизу и разделывали? Или яму-ловушку выкапывали?
- Вообще–то последние исследования показывают, что не так и не эдак. Какой-нибудь смельчак, обмазавшись навозом, ложился на дорогу, по которой обычно ходили мамонты. Когда гигант оказывался над ним, охотник протыкал ему брюхо копьём, и тот кровью истекал. А ещё в эпоху энеолита люди практиковали так называемые колки. То есть проводились две охоты в сезон, когда закалывалось огромное количество животных и заготавливалась еда на всё племя на полгода. Вялилось, сушилось, закапывалось в землю.
- Протухало же?
- И становилось высококалорийным продуктом…. Охота и рыбалка – тяжёлый мужской труд.
Эпоха молодых
- Если бы пришлось выбирать, в какой эпохе жить, выбрали бы каменный век? Стали бы там уважаемым человеком – камнерезчиком.
- Нет, не хотел бы я там оказаться. Это была эпоха молодых. Тридцать – тридцать три года – и всё, конец. Умирали рано от болезней, драк, ран, когтей хищников. Во Франции нашли старика лет 55 – даже челюсть его была разбита артритом. Видимо, ему какой-то мальчик пищу пережёвывал. Если выбирать время, я хотел бы жить в эпоху застоя, когда была у каждого жителя нашей большой страны уверенность в завтрашнем дне, пусть и без больших перспектив. Медицина бесплатная, образование бесплатное, гуляли всю ночь по улице Гагарина: не боялись подворотен. А сейчас – сплошная борьба за жизнь, как в каменном веке. Да и мужики российские так же мало живут, как их доисторические предки.
- Ну что-то же было хорошего тогда, пятьдесят тысяч лет до нашей эры?
- На стоянке в Чекалино в Сергиевском районе нашли створки раковин-беззубок, аккуратно сложенных друг в друга. То есть люди не разбрасывали остатки еды себе под ноги, чтобы не порезаться. А мы недавно на островах отдыхали напротив Самары - там не только бытовой мусор везде валяется, там уже холодильники бросают. Разумное отношение к природе – вот чему надо бы поучиться у «дикарей». Об этом говорят нам сведения о жизни полинейзицев, эскимосов, чукчей совсем недавно по историческим меркам - в позапрошлом веке. Дикие люди берут от природы ровно столько, чтобы прожить, не жадничают. Не вырубают леса вокруг своих стоянок, не выбрасывают отходы в водоёмы. Женщины не позволяют мужчинам вмешиваться в домашние дела, не разрешают подходить к очагу. А если какой-нибудь муж доводит жену до болезни и смерти, её родственники имеют право забрать всю одежду и крышу от чума, оставив этого морального урода на морозе. Да и работали-то наши предки от силы три–четыре часа в день. Причём охота и рыбалка, естественно, считались трудом. В остальное время, наверное, они занимались созерцанием и самопознанием.