АиФ: - Даниил Борисович, какие молодые коллективы вы сочли достойными выступить на сцене самарской филармонии и как оцените уровень исполнителей?
Д.К:- Если бы мне не понравились результаты конкурса, я бы не постеснялся и никого бы не пригласил на фестиваль. Но я отобрал нескольких ребят: гитариста Ивана Антипова - это музыкант, играющий в таком добром старом стиле, показавший хорошую концертность и желание соединять профессионализм с эффектностью выступления, и группу «Jazzart» - это ребята перспективные, которым только нужно поработать над формой.
- Седьмая «Джаз-весна» будет?
- Конечно. «Джаз-весна» идёт раз в два года, и сейчас у нас завершился шестой фестиваль. Мне вообще кажется, что эти фестивали могли бы быть необычайно полезны для молодых самарских ребят. Все самарские группы, имеющие хоть какие-то амбиции, должны вообще не вылезать из этого зала и не отходить от меня как от продюсера, добиваясь внимания, настаивая, показывая мне свои компакт-диски. Не только первый, но и второй, третий, четвёртый, - чтобы я видел, как они изменяются. Но пока что я не замечаю цунами из самарских джазменов в зале филармонии. Думаю, они просто пока не понимают, что, всего один вечер пропустив работу в каком-либо ресторане, они приобретут на этом концерте неизмеримо больше.
- Импровизация очень важна в джазе. А в жизни?
- Всё, что мы делаем, - импровизация. Всё, что вы делаете: ходите, говорите, улыбаетесь, - это естественное состояние вашей души. Музыкальная импровизация хороша именно тогда, когда она становится такой же естественной, как жизнь. Когда хотите, кокетливой, пустой; когда хотите, глубокой, философской; когда хотите, серьёзной… Музыкальная импровизация ничем не отличается от двух вещей: нашей с вами речи и обычной жизни. Только музыка намеренно гипертрофирует некоторые чувства, чтобы добраться до них сейчас, тронуть именно те струны вашей души, которые эта музыка хочет тронуть.
- В одном из ваших интервью вы говорили, что джаз родился как музыка, объединяющая людей. Наше общество сегодня, скорее, разобщенное. Нужно ли ему это объединение и может ли оно произойти на основе музыки?
- В том числе и на основе музыки. Объединяться или разъединяться - это всего лишь ваш выбор. Факторов, помогающих сделать и то, и другое, очень много. Если вы встречаетесь с молодым человеком, идёте с ним в ресторан, достаёте два айфона и углубляетесь каждый в свой, это ваш выбор. Если вместо этого вы общаетесь, разговариваете, - это тоже ваш выбор. Хотите сидеть дома около компьютера или хотите выбросить компьютер в окошко? Это тоже ваш выбор. Но это крайности, можете не делать ни того, ни другого: часть времени быть в одиночестве, часть времени быть в компаниях. Другой вопрос в том, что один выбор легче, другой тяжелее. Легче общаться виртуально: ты ни за что не отвечаешь, можешь представить себя не таким, какой ты есть. Тяжелее общаться лично: можно нарваться на умного человека.
- Считается, что города могут ассоциироваться с музыкой: Вена - это вальс, Париж - аккордеон… А с чем у вас ассоциируется Самара?
- Самара не привязана в моём сознании к какой-то мелодии. Скорее, это один из нескольких городов, которые ассоциируются у меня с домом, с пристанищем. Я столько лет делаю здесь концерты, фестивали, проекты, столько лет знаю всех людей… Несколько дней назад в филармонии умер рабочий сцены, его звали Павел. Это был самый колоритный рабочий сцены из всех, кого я когда-либо знал. Интеллектуал, остроумный, интересный человек. Он собрал в Самаре коллекцию старинных вещей, которой могли бы позавидовать некоторые антиквары. Я воспринял его смерть как личное несчастье. Я столько лет знал этого человека, что он был частью той семьи, в которую я приезжаю, когда возвращаюсь в Самару. Здесь живут люди, которых я знаю с 1985 года… Я лечу сюда, как домой.
- Один из композиторов написал музыкальное произведение, услышав гул механизмов в цеху. А слышится ли вам музыка в шуме города: трамваях, машинах, метро?
- В этих звуках есть музыка, но она не моя. Есть люди-урбанисты: они обожают мегаполисы, создают музыку больших городов. Я не из их числа: я очень люблю тишину. Я непрерывно в городах, за год перед моими глазами проходят не тысячи и даже не десятки тысяч людей. И я обожаю одиночество, тишину. Не могу понять людей, которые выезжают на природу и «на полную катушку» включают музыку, да ещё такую громкую и ритмичную. Нет, я хорошо слушаю музыку городов, иногда она мне очень нравится. На прошлый саранский фестиваль приезжала группа, которая играет музыку ночного города, - такой мрачноватый space.
Я был ими очарован, думаю на будущий фестиваль их сюда пригласить. Но это не моё - не моя музыка. Как ни странно, несмотря на то, что я экспрессивный, экспансивный человек, некоторые называют мой вид исполнения экстатическим. Возможно! Потому что я пою, часто играю с закрытыми глазами, - когда идёт музыка, мне мешают лица, свет и даже вид инструмента. Но спокойствие и тишина мне очень важны. Я живу в Москве, однако это не мой город - поэтому я сначала уехал в Новопеределкино, там было на тот момент мало людей. Сейчас уже и оттуда хочу сбежать, потому что там вырос громадный район, некуда деться. Я такое наслаждение испытываю, когда попадаю в какие-то укромные места и слушаю тишину… В этот момент кажется, что больше ничего и не нужно.