Поводом для этого послужило решение кассационной коллегии Самарского областного суда, где рассматривалась жалоба Круглова на решение Ленинского районного суда от 12 августа. Обе инстанции отказали правозащитнику в его требованиях к ГУ здравоохранения Самарской области «Самарский психоневрологический диспансер» о компенсации морального вреда в размере 10 миллионов рублей.
Как рассказал Александр, весной 2004 года врачебно-экспертная комиссия психодиспансера поставила ему фальшивый диагноз «шизофрения». Принудительное обследование проходило в рамках уголовного дела о клевете, в котором Круглов фигурировал в качестве подозреваемого. Его обвиняли в том, что он якобы сообщил об известных ему фактах коррупции среди областных правоохранителей и судей. И, якобы после проверенных «кем надо» сведений, все это оказалось чистой воды вымыслом.
На самом деле Александр никуда ничего не сообщал. Он уверен, что просто стал «крайним» в связи со своей правозащитной деятельностью, и не него «повесили» неудобное для открытого расследования дело. «На меня без лишнего шума хотели списать заказное дело о коррупции, - уверяет Круглов. – Такое дело нельзя было предавать гласности, поэтому меня как обвиняемого признали невменяемым. Такой диагноз позволил правоохранителям замять дело, - дурак ведь, что с него взять!».
Александр рассказал, что несколько лет его принудительно наблюдали и лечили. В результате у молодого мужчины пошатнулось здоровье, нарушился сон, ему пришлось перенести три операции. Юрист пытался судиться с врачами еще в 2008 году, подав иск о признании его диагноза фиктивным. Прошел все судебные инстанции, однако снять с себя насильно надетую медиками «смирительную рубашку» так и не смог, - слишком неравными были силы. 111 И вот 11 сентября прошлого года у Круглова появилась реальная возможность избавиться от «ярлыка», - эксперты Самарской психиатрической больницы признали его психически здоровым. Самое важное, - врачи пришли к выводу, что Круглов и раньше был абсолютно здоров и не нуждался в каком-либо лечении.
Имея на руках столь весомые аргументы, правозащитник обратился в суд Ленинского района с иском к психоневрологическому диспансеру о компенсации морального вреда и к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области об обязании аннулировать все имеющиеся квалификационные категории у специалистов, лечивших Круглова. Но к его удивлению, служительница Фемиды не усмотрела вины врачей в том, что они принудительно лечили заведомо здорового человека.
Такой вывод судьи районного масштаба толкнул его на эмоциональное выступление перед коллегией судей областного уровня: «Что значит, не было вины? - возмущался Александр. - Разве они не дипломированные специалисты? Разве в нашей стране можно лечить и психически здоровых? Почему суд указал, что диспансерное наблюдение было установлено законно? В законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан» написано, что диспансерное наблюдение может быть установлено только за лицом, страдающим хроническими и тяжелыми психическими расстройствами, частыми и болезненными обострениями. Так вот: Круглов здоров и не страдал шизофренией раньше. Значит, врачи знали об этом и действовали умышленно».
Кассатор неоднократно указывал и на грубые процессуальные нарушения - отсутствие на заседаниях врачей диспансера, заявленных истцом как третьи лица. По его убеждению, они не были извещены должным образом, половина находилась в тот момент в отпуске, а трое из врачей вообще больше не работают там, куда направлялись повестки. Не явились медики и на рассмотрение кассационной жалобы 1 октября. В связи с чем юрист заявил ходатайство о переносе разбирательства или о направлении иска обратно в суд первой инстанции.
Но судьи ему отказали и решили закончить дело без участия третьих лиц. Стоит отметить, что жалобу Круглова рассматривали самой последней, в зал пригласили только около шести часов вечера, несмотря на то, что судебное заседание было запланировано на два часа дня. Александр предположил, что сделали это специально, чтобы «уморить» журналистов, - ни один телевизионщик не смог бы позволить себе просидеть в зале ожидания целых четыре часа. Обстановка на процессе была достаточно напряженной. Кассатор волновался, судьи с раздражением пресекали его попытки высказать возмущение, приставы обступили Круглова едва не вплотную, грудью загораживая правосудие от обратившегося за его защитой человека.
Когда коллегия огласила свое решение – отказать истцу в удовлетворении требований, - юрист пообещал обратиться в Европейский суд по правам человека.
Правозащитник Александр Круглов:
- Это заседание войдет в историю как позор с игнорированием норм материального права. Согласно этим нормам, отказ в возмещении материального вреда, причиненного здоровью гражданина, не допускается. И если моральный вред причинен распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство, то ответственность наступает независимо от причинителя вреда. Я, конечно, пожалуюсь в порядке надзора, но основную ставку сделаю на жалобу в Европейский суд. И у меня это получится.