Примерное время чтения: 6 минут
348

Трагедия "Курска" затронула и Самарскую область

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ-Самара" 18/08/2010

Там, сказано, что сегодня увековечена память лишь двух подводников. Но ещё есть музей в школе №4 города Измаила, где учился капитан-лейтенант Дмитрий Репников. Там его личные вещи, поднятые со дна Баренцева моря, памятные часы, фотографии... В День подводника, 19 марта, приходят сюда одноклассники героя, учителя, друзья. И каждый год в этот день приезжает сюда Алексей Петрович Репников - отец Димы. Его же стараниями открылась экспозиция о ВМФ России и о «Курске» в выставочном зале города Сызрани, где живёт Алексей Петрович.

Он и экспонаты предоставил, и водит экскурсии. 12 августа Алексей Петрович, как всегда, был на кладбище в Санкт-Петербурге, где захоронены останки сына и его сослуживцев. Семейное дело Мы встретились у него дома. На полках высушенные крабы, морские звёзды, морские раковины, челюсти акулы и белые кораллы. - Откуда всё это? - спросила. - Со дна Карибского моря. Добывал, когда служил на Черноморском флоте и ходил на Кубу и в Сомали, транспортируя туда военные катера. - То есть служили в Морфлоте, как и сын? - Как оба сына. ВМФ я посвятил 32 года, уволился в запас в звании старшего мичмана. А дети… Старший, Игорь, учился в Севастополе на подводника. Дима тоже мечтал о море. Ещё подростком шутил: «Стану моряком-надводником и буду с Игорем воевать. Он - под водой, а я - сверху!». Родился Димка 24 августа 1973 года.

С отличием окончил восемь классов в городе Измаиле Одесской области. Ему было 14, когда не стало его мамы, моей жены Валентины. Мы с ней из села Студенец, что неподалеку от Сызрани. Здесь, на родине, она родила младшего. Больше я не женился. Несмотря на пережитое горе (сын очень любил мать, помогал ей во всем), Дима поступил в Ленинградское нахимовское училище, окончил его с отличием. А потом принёс документы в Севастопольское высшее военно-морское училище. Изучал ракетно-артиллерийское вооружение. Помню, во время увольнения привёл друзей-курсантов дачу копать. Всегда обо мне заботился… Доучиться в училище Димке не довелось – началась перестройка, не стало СССР, Черноморский флот стали делить. Завершал учёбу в Санкт-Петербурге в Высшем военно-морском училище им. Ленинского комсомола. Увлёкся там каратэ, участвовал в соревнованиях, был неизменным участником курсантского театра эстрадной миниатюры. Всего Дима добивался сам, своими силами и знаниями. Итог учёбы в училище – тоже красный диплом. Получил сын специальность ракетчика подводных лодок и диплом переводчика. На выпускном вечере он познакомился с Леной Васильевой, и в 1996 году в Севастополе они отпраздновали свадьбу, обвенчались во Владимирской церкви. Дмитрий попал на Северный флот.

В 1997 году молодая семья переехала в посёлок Видяево Мурманской области. А 19 мая 1998 г. в Севастополе у них родилась дочка Даша. Подводная лодка «Белгород» ещё не была готова к приёму экипажа, поэтому сына направили на двухлетнюю учёбу в Обнинск. Учился он хорошо, по окончании курса был награжден часами. Потом его распределили в Северодвинск.

Первый поход

В отцовском рассказе не было прикрас и преувеличений. «Грамотный подводник, ответственный в любом деле, со спокойным и уравновешенным характером, рассудительный, с хорошей памятью и высокой работоспособностью. В сложной обстановке никогда не теряется. Правильно строит взаимоотношения в коллективе. Пользуется авторитетом», - это строки из характеристики капитан-лейтенанта Д.А. Репникова. Высокий и широкоплечий, он выделяется среди товарищей даже на любительских снимках, которых много в квартире его отца. У него была прекрасная карьера: в неполных 27 лет уже помощник капитана - начальник группы управления ракетной боевой части самой передовой субмарины флота, атомного подводного крейсера «К-141».

Когда отец узнал о назначении, спросил у сына: «Не рановато? Может, стоит повременить?». Тот ответил: «Справлюсь!» - С 5 августа по 19 октября 1999 года их атомоход отправился в первое автономное плавание в Средиземное море, - рассказывает Алексей Петрович. - «Курск» выполнял задачи по поиску иностранных подводных лодок, выявлял маршруты, тактику их действий, вёл активную разведку сил ВМФ НАТО. Себя не обнаруживали. Так, при проходе через Гибралтарский пролив (его ширина всего 44,5 км) «Курск» «прицепился» к дну одного из сухогрузов и какое-то время оставался незамеченным. На Балканах тогда была заваруха, и присутствие нашей субмарины в Средиземноморском бассейне сказалось положительно.

«Курска» НАТОвцы боялись, уклониться от залпа грозного атомохода не мог ни один корабль. Из представления к награждению Д.А. Репникова после того похода: «… За образцовое исполнение воинского долга, высокие личные показатели в служебной деятельности, храбрость и отвагу при выполнении задач боевой службы капитан-лейтенант Репников Дмитрий Алексеевич достоин награждения медалью «За заслуги перед Отечеством» второй степени».

А дочка рыдала

- Не успели ребят за тот поход наградить, - вздыхает Алексей Петрович. – Вручили спустя год ордена Мужества их детям и женам… В день, когда семьи членов экипажа «Курска» вышли в море почтить память своих близких, Диме исполнилось бы 27 лет. Над его морской могилой Алексей Петрович и отец Лены опустили в воду последний подарок: бутылку водки и кисть крымского винограда, который он так любил… Это было 24 августа 2000 года. …В то роковое лето Диминой семье не удалось провести отпуск вместе. Заболела Дашенька, Лена срочно повезла её на юг к родителям. За прощальным ужином Дима поднял тост: - За наш совместный летний отпуск в следующем году! - И попросил жену привезти из Севастополя немного винограда...

- Сыновья спасли меня однажды, - вспомнил вдруг Алексей Петрович. – Нырнул я как-то на Карибах за ракушками в море, вдруг случился прилив, море поднялось на четыре метра. Воздуха при всплытии не хватило, да и силы поиссякли. Начал тонуть. А до пирса далеко. Вдруг вижу, на берегу стоят сыновья и зовут меня, тянут ко мне руки. Я очнулся, проплыл чуток и опять - тонуть. Всё повторилось. И так несколько раз – сыновья меня звали, пока я не оказался на берегу, где пролежал без сознания три часа. А Диминой жене Лене роковая дата 12 августа 2000 года запомнилась так: «В тот день у меня было очень неспокойно на душе. Словно какой-то камень. С Дашей вообще была истерика. Мы ничего не могли понять, почему ребёнок без видимой причины рыдает весь день. А потом нам позвонили…»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах