"АиФ": -Александр Никифорович, вы один из застрельщиков движения 90-х годов за возвращение городу исторического имени. И вот новая победа. Площадь Куйбышева вновь становится Соборной. Как много ещё улиц нужно переименовать?
А.Н: - Я как член топонимической комиссии голосовал за возвращение названия площади, где стоял один из красивейших соборов России. В названии этом особый смысл, «собор» - ещё и место единения народа, где он собирается на Масленицу, Новый год, демонстрации. Площадь освящена многими знаковыми событиями для города. Не только, кстати, парадом 1941 года. А старые названия улицам нужно возвращать по мере осознания необходимости этого. Вот улица Венцека была когда-то Заводской. Есть смысл название восстановить. Сейчас про Венцека мало кто знает, а кому известно, что он был председателем ревтрибунала и отправлял наших земляков на казнь, будут «за». Думаю, в старой части города надо восстановить старые названия.
Искоренил взятки
- Есть среди предков пример, достойный подражания для нашей власти?
- Самарский губернатор Константин Грот прославился тем, что искоренил взяточничество в Самаре. Перед тем как приехать сюда губернаторствовать, провёл «тренинг» с выпускниками российских университетов и предложил им стать чиновниками в новых условиях. Приехав с командой, уволил всю администрацию. Время, которое провёл здесь Грот, стало раем для Самары - чиновники не брали взяток. Кстати, он основал нашу библиотеку и уже из Петербурга присылал сюда тысячи книг. Мы всё делаем, чтобы наша библиотека стала называться именем Грота. Из «ближнего» времени - Владимир Орлов, первый секретарь куйбышевского обкома КПСС. Человек работящий, талантливый, порядочный. Так о нём говорили и демократы, и анархисты, и хозяйственники, и партийцы разные. Вот какая история с ним связана. Приезжает он в райцентр с рабочей поездкой. В конце его ведут в столовую, где стол накрыт. Он поел и спрашивает: «Сколько это стоит?». Из окружения отвечают: «Рубль семьдесят примерно». Орлов отсчитал и заплатил. По всем районам сразу дали сигнал, чтобы нигде не препятствовали «странным» действиям руководителя.
Коренные оккупанты
- Была Москва купеческая, сталинская, сейчас - лужковская. А Самар сколько?
- Можно, наверное, три основные Самары выделить: купеческая - до 1917 года, советская - до 1991 года, а сейчас - просто Самара, современная.
- Такая «просто Самара» - базарная и грязная - вас не беспокоит?
- Самарские хамство, грязь, дух торгашества возмущают меня, как и каждого самарца, который живёт сейчас и жил сто и двести лет назад. Но дух этот присущ городу. Самарская грязь вошла в легенды - о ней писали газеты XIX века. Самарский мат отмечал Илья Репин. Он писал: «Нигде так не ругаются, как на Волге, но чтобы бабы так ругались - этого я, признаться, и не воображал и ни за что не поверил бы, что мать может так ругать свою девочку уже лет десяти...». Что сейчас имеем - это не производная Самары советской, это нам в наследство досталось от XVIII-XIX веков.
- Что же тут творилось?
- Самара создавалась на ровном месте людьми разных наций и сословий. Значительную часть населения составляли грузчики, лабазники, сезонные рабочие, купцы - люд, не отличавшийся аристократическими замашками, привычками и лексикой. Даже некая пуританская мораль брежневской эпохи, когда город был закрытым, на обитателях его не сказалась. Самара славилась криминальными разборками, хамством.
- На эту ментальность самарскую никак не повлиять?
- Да уж все способы - от увещевания до наказания - опробованы! Такое ощущение, что самарцы - не жители, а оккупанты, которые завтра покидают ненавистный им город и хотят на прощание напакостить побольше: заплевать семечками пляжи и улицы, усыпать бумажками и бутылками парки. Вот и получается, что самарцы - люди, которые не любят свой город, но при этом называют себя патриотами, самарскими...
Базар-вокзал
- Про «мы, самарские» подробнее...
- Понятие «самарские» сейчас стараются закрепить. А Самара начала XX века - это множество представителей казахов, киргизов, узбеков, китайцев. И всё это перемешивалось с выходцами из других регионов. В девяностых годах ХIХ века провели опрос жителей, считают ли они себя самарскими. И люди говорили: «Мы - пензенские, мы астраханские, у меня мама из Саратова»... Самара была большим вокзалом, куда народ приезжал на время, подзаработать. «Вокзальное» настроение наложило отпечаток на самарскую самоидентификацию. Но и толерантность - одна из главных позитивных черт самарского характера, которая идёт из глубины веков, когда более ста народов строили одну большую Самарскую гостиницу. Когда в 80-х годах XIX века произошла крупная драка между извозчиками-русскими и извозчиками-татарами (те и другие хотели поставлять горожанам дрова), население встало на защиту татар: те брали за привоз меньше. Самара никогда не знала вспышек ксенофобии, погромов. Самара была Вавилоном, и сейчас она становится им опять.
Перекрёсток культур
- Хорошо бы использовать это как бренд Самары.
- Ещё в 90-е годы мы предлагали такой бренд: Самара - перекрёсток культур. На нашей земле происходит смешение культур народов Азии и Европы. Самара и этнический перекрёсток - потому у нас самые красивые девушки! Самара не защищена преградами, она открыта, не может обороняться от влияний и выбрала лучший вариант - впитывать их в себя, формируя на свой лад.
- А как можно этот бренд визуализировать?
- Можно создать этнические деревни в окрестностях Самары. Или возродить старую самарскую крепость, где воссоздать деревянные постройки и отвести место степнякам - тем, кто поначалу воевал с Россией, а затем сам вливался в семью народов. Эти национальные деревни интересны и местным, и приезжим, и туристам. Нужно выпускать краеведческие издания при поддержке администраций разных уровней. К слову, соревновательность между областью и городом имеет плюсы. Власти наперебой проводят интересные акции. Но важно, чтобы мероприятия, направленные на привлечение симпатий молодёжи к выборам, не похоронили под собой такие яркие эпизоды культурной жизни, как, к примеру, самарская «Культурная пятилетка» в 1993-1997 гг., конкурс имени Кабалевского. Всё это не подмял бы «Рок над Волгой»...
«Влипли в историю»
- Последний вопрос. Герои ваших историй и анекдотов не обижаются на автора?
- Напротив, гордятся, что попали в историю. Хотя я им замечаю - «влипли в историю». Среди читателей моих книг два типа: пессимисты и оптимисты. Первые замечают: «Фу, мы-то думали, что до революции по Самаре чистенькие барышни с гусарами под ручку по паркам под музыку ходили, а у тебя горчичники да взяточники...». А оптимисты говорят: «Жизнь-то в Самаре, оказывается, была такая же, как и сейчас, те же пыль и хулиганство самарское... Так что нечего нам жаловаться и ныть».