Примерное время чтения: 5 минут
610

Археолог Сергей Зацаринный – о тайнах поволжских лесов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Самара 29/06/2011

Мы, арийские

- Что-то произошло в это время в наших поволжских краях, - рассуждает археолог Сергей ЗАЦАРИННЫЙ. - Какая-то сила погнала людей на далекий юг и дальше с привольных берегов Волги. Что самое любопытное, именно в то же самое время формируется в Поволжье и на Урале культура, называемая абашевской. До сих пор абашевцы ставят в тупик учёных и привлекают внимание разного рода любителей таинственного. Например, непонятно откуда появилась эта мощная, необычная для того времени цивилизация. Абашевцы уже не довольствовались, как многие их современники. одеждой из шкур, а умели ткать полотно из конопли. Большое развитие у них получила металлургия. Эти племена первыми начали промышленную разработку медных месторождений Южного Урала и вели ее много веков. Найдены их рудники и в Самарской области, недалеко от села Пестравка. Эти люди чувствовали и ценили красоту. Сосуды свои они украшали нарядным орнаментом из треугольников и ромбов, носили множество украшений: браслеты, перстни, серьги, височные кольца, разного рода бляшки. Знали и серебро, и золото. В селениях появились профессиональные кузнецы, обрабатывавшие металлы. Сама бронза, уже в виде слитков, стала играть роль денег. Слитки эти копили, прятали на черный день. Именно тогда появились в нашей земле первые клады.

Жигули – горы злых духов

«Вне сомнений, у абашевцев были транспортные средства», - удивляются и историки. В своём исследовании «У истоков истории Самарского Поволжья» Игорь Васильев и Галина Матеева пишут: «Знали абашевцы и верховую езду, хотя оседлать лошадь человек смог лишь в самом конце бронзового века». А вот ещё одна нестыковка с нравами и обычаями тех далёких времён. Свои курганы абашевцы часто сооружали из блоков дёрна в виде ступенчатых зиккуратов, подобно тем, которые появились позже в Египте, обносили оградой из камня, дерева или небольшого рва. Во многих могилах человеческие кости найдены в беспорядке. Археологи долго думали, что это работа грабителей. Ведь абашевцы были первыми богачами наших мест. Затем обратили внимание, что погребальный инвентарь не тронут. Получалось, что тело лежало где-то в другом месте, пока от него не оставались одни кости, которые потом и складывались в могилу. Но ведь именно так хоронили, да и по сей день хоронят, умерших зороастрийцы-огнепоклонники, последователи пророка Заратустры. И собаку они очень почитают. Да и сам пророк пришел некогда в Иран откуда-то с севера. В дошедшем с тех времен сборнике гимнов Авесте рассказывается о странах, где зимой все спит, покрытое снегом. Очень похоже на наши края. А средневековые иранцы называли Жигули Дэвьими горами – горами злых духов (а не Девьими, как переиначили некоторые краеведы). Может статься, и саму Авесту сочинили потомки абашевцев?

Колдовство против силы

А однажды археологи были просто потрясены. - В Марийской АССР в кургане обнаружили 27 скелетов взрослых мужчин со следами тяжелейших ранений, в 13 из них торчали стрелы. Судя по характеру травм, большинство из них было нанесено сзади. У части похороненных отсутствовали головы, а у некоторых они были отрублены и приставлены уже после смерти. Что произошло три с половиной тысячи лет назад? Ученые предположили, что эти люди попали в засаду, а их головы враги отрубили. Подоспевшие соплеменники сумели отбить тела, но не всех, - рассказывают в книге самарские археологи. Кстати, таких погребений на территории Поволжья найдено множество. Но вот что странно: на следы постоянного пребывания абашевцев – селений, становищ – нет ни единого намёка. Совсем рядом в Ульяновской области, в Самарском Заволжье они есть, а на Самарской Луке – нет. У городища Лбище найдена золотая подвеска, изготовленная абашевцами. Значит, бывали они там, но вот, почему-то поблизости не селились. Самарские исследователи таинственного решили, что этот богатый и могущественный народ не пустила сюда неведомая колдовская сила.

Дескать, жили тогда на Самарской Луке некие таинственные хранители сокровенных знаний, которые и нашли способ защитить свои края от отнежеланных гостей. Непонятно только, что же так влекло сюда абашевцев? Невольно вспоминается таинственный храм-город Аркаим, открытый на Урале. Это самая восточная окраина абашевской цивилизации, и тесная связь оби­тателей Аркаима с этими богатыми металлургами не подлежит никакому сомнению. Может, и в Жигулях или где-нибудь недалеко от нас находился такой же могущественный культовый центр? Следы его, кстати, найдены недалеко от устья Усы. На фотографии, сделанной с дельтаплана, очень чётко видны аккуратные земляные круги. Большой в середине и несколько маленьких на одинаковом расстоянии вокруг него. Очень похоже на то, что нашли в легендарном Аркаиме. Но почему не пустили сюда, в жигулёвский храм, абашевцев и они, не добившись желаемого, отправились покорять восток? Пока это остаётся одной из самых захватывающих загадок истории. А вот одну тайну наш земляк всё-таки разгадал: - Совершенно сразил учёных скелет в одной из могил. Там череп человека был заменен на конский. Что это? Да, тот самый кентавр, о котором рассказывали древнегреческие мифы. Что это за странный ритуал и кто был похоронен здесь три с половиной тысячи лет назад таким необычным способом? Может, это и был один из тех первых всадников, от одного вида которых в ужасе бежали ассирийцы и египтяне? А затем именно этих полулюдей-полуконей впоследствии древние греки описали в виде кентавров? Эти существа были могучи и мудры. Один из них, помнится, воспитывал самого Геракла. Там, в далёкой Греции, всё это стало мифом. А реальностью было на волжских берегах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах