Что за Совет?
По сути, это общественная организация, состоящая из самих собственников квартир, которых избрали их же соседи. Совет призван делать то же самое, с чем пока не слишком успешно справляются ТСЖ, ЖСК и ТОСы, - стремиться к дому с исправными коммуникациями, пригодными для прогулок дворами и приемлемыми счетами за квартиру.
Цели благие, но в Самаре из 24 тыс. домов создано около 3 тыс. ТСЖ, в городе работают 74 ТОСа. Из тех же 15 тыс. домов, где отсутствует какой-либо орган самоуправления, лишь жители 2,5 тыс. домов избрали свой Совет многоквартирного дома (МКД). «В большом доме проживает много специалистов: финансистов, строителей, юристов. Несложно создать качественный совет или хотя бы комиссию на его базе. Люди должны понять, что, кроме них, собственников, никто лучше не проконтролирует ситуацию в доме, - говорит директор МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» Виктор ЧАСОВСКИХ. Аргументы здравые, но главная проблема по-прежнему собрать соседей вместе. Почему большинство собственников не стремятся объединяться? Ответ - не очевиден.
Несчастливое число
В десятиэтажном доме №13 на пр. Карла Маркса Совет жители попытались создать сами ещё до истечения срока, то есть до 17 июня. Но до сих пор в доме никакого органа самоуправления так и не создано. Сначала поговаривали о создании Совета дома. На первое собрание собственников пригласили, чтобы подготовить устав ТСЖ и рассмотреть вопросы по его созданию. И мнения жильцов разошлись. Кто-то увидел в ситуации подвох, будто под видом Совета дома пытаются создать ТСЖ, многих не устраивала кандидатура будущего председателя. Даже были собраны подписи протестующих и подано заявление в администрацию. По словам Виктора Часовских, «советы МКД - первый шаг к ТСЖ, они учат управлять собственностью». И для жителей дома №13, никогда серьёзно не занимавшихся созданием органа самоуправления, этот «совет» хорош. Всё-таки ТСЖ - это уже лицо юридическое, для управления им требуются знания в сфере ЖКХ и другие специальные навыки. Но, как оказалось, и Совет МКД в доме №13 создать не так просто. «Маловероятно, что можно управлять такой махиной, - рассказывает жительница дома, юрист Ирина. - Половина жителей в одну сторону, половина в другую. Проблема ещё в том, что работа Совета общественная и безвозмездная. Люди, которые готовы заниматься этим Советом, есть, но их нужно найти. Всегда были старшие по подъезду, пусть для кого-то это несерьезно, но они действительно выполняют все эти функции. Я думаю, как дом жил, так и будет жить. Единственное, если Совет не создадим, могут возникнуть проблемы с УК. При обращениях будут ссылаться на Совет дома, что только с ним согласны работать».
Самоуправление сверху?
В подобных случаях, когда жители не смогут договориться о создании Совета, председатель гордумы Самары Александр ФЕТИСОВ уверяет, что «практика чревата назначениями». И добавляет: «Не факт, что они будут качественными». Когда УК инициирует создание органа самоуправления, он автоматически становится ей подконтрольным, и мгновенно исчезает сам смысл его создания. Для того чтобы Совет дома бы действенным инструментом в руках собственников, нужен замечательный сосед, человек, которому все жильцы дома доверяют. В каждом доме такие люди есть. Но безвозмездный труд на общую пользу - это для убеждённых альтруистов. Можно ли как-то стимулировать добросовестного активиста? Оказывается, можно. Например, предложить собственникам принять на общем собрании решение об освобождении председателя от платежей за техобслуживание и ремонт. Так почему же жильцы многоквартирных домов в Самаре заняли такую глухую оборону и не хотят солидарно управлять своей совместной собственностью? Не доверяют друг другу? Или не доверяют государству? Основания для этого есть. На пленарном заседании Общественной палаты Самарской области, состоявшемся 4 июля 2012 года, Виктор Часовских констатировал: «Прошло более 20 лет с начала реформы ЖКХ, но эта сфера так и не стала рыночным сектором экономики. Не сформированы механизмы привлечения инвестиций в ЖКХ, что не позволяет осуществлять нормальный процесс обновления основных фондов, отсутствует прозрачность в формировании коммунальных тарифов, отсутствует система контроля за эффективностью расходования средств».