Люди этим страшно недовольны. Ведь пешеходы, лыжники или велосипедисты наносят гораздо меньший вред, чем находящиеся в национальном парке посёлки, турбазы, нефтедобывающие участки и карьеры. Но больше всего обиделся на сотрудников нацпарка самый организованный и «экологичный» народ - спортсмены: велосипедисты и скалолазы. И вызвали «на ковёр» директора парка Александра Губернаторова, чтобы задать ему самые неприятные, каверзные и наболевшие вопросы. Итоги «экобитвы» мы сегодня публикуем.
Туристы как муравьи
- Правда ли, что закрыли все дороги на Молодецкий курган?
- Нет, он с этого года открыт. Кроме того, сейчас в парке официально открыты для посещения ещё несколько экомаршрутов: «К пещере Степана Разина», «Село Ширяево», «Усинский курган», «К часовне Люпова», «Мордовинская пойма», «К святому источнику Ильи-пророка», а также три веломаршрута разной протяжённости и сложности. Всю дополнительную информацию можно получить по телефонам в Жигулёвске: 8(84862) 2-14-95, 8(84862) 2-29-58.
- Нужны ли паломники в Каменной Чаше? Они там всё повытоптали!
- Территория, где находится Каменная Чаша, – особо охраняемая заповедная зона, и доступ туда должен особым способом регулироваться. То, что сейчас происходит там, – это не туризм, это эксплуатация природного объекта в коммерческих интересах. Некоторые туристические компании этим как раз и грешат. А сотрудники национального парка вместе с волонтёрами за этими «туристами» убирают мусор. Мы вместе с Жигулёвским заповедником в этом году перекрыли туда доступ со всех сторон. Для паломников предложен маршрут через Солнечную Поляну. Мы считаем, что в парке должен развиваться самодеятельный экологический туризм, а не тот туризм, о котором сейчас много говорят. Мы против строительства на территории Самарской Луки гигантских гостиниц. Взять, к примеру, нацпарки Швеции: люди приезжают туда не для того, чтобы посидеть в гостинице и поплавать в бассейне, - они едут любоваться природой. Не будет этой дикой природы – не будет смысла развивать экотуризм.
- Человек едет на велосипеде из Рождествено в Винновку. К нему подходят лесные инспекторы и говорят: «Нужно заплатить». На каком основании человек должен платить, перемещаясь по дорогам, которые связывают два села?
- Между Шелехметью и Винновкой нет дорог общего назначения. Более того, этот маршрут проходит по особо охраняемой заповедной зоне и там нельзя останавливаться. Только на небольшой отдых. Нельзя остановиться на ночь, развести костер, поставить палатку. Хотя велосипедист или конник для нас — это лучший турист, который сегодня может быть на территории НП. Всё, - все остальные виды туризма наносят колоссальный ущерб природе Самарской Луки. И в первую очередь - массовые туристы, которые приходят, например, в Ширяево, вылазят, как муравьи, на горные склоны, уничтожая всё, абсолютно всё.
- Могут ли лесничие задерживать посетителей национального парка, если те нарушают правила поведения в парке?
- У нас не лесничие, а госинспекторы, они имеют право задержать любого, находящегося на территории НП, вплоть до применения принудительного задержания и средств защиты - оружия и резиновых дубинок, наручников. Все эти правила прописаны в Положении о парке и в других соответствующих законах.
Почём красота для народа?
- Куда деваются деньги, которые собирают инспекторы за посещение парка (по 50 рублей)?
- Меня постоянно упрекают: «Каждый год национальный парк посещает более 1 млн человек. Умножаем на 50 рублей, получаем 50 миллионов рублей. Куда ж они деньги девают? Наверное, директор себе в карман кладёт». Так вот: 13 тысяч человек в прошлом году посетило официально действующие туристические маршруты, и парк получил всего около 600000 рублей. - Пешие и велотуристы – ничто по сравнению с жителями турбаз и дачных посёлков, которых развелось неимоверное количество. Вот с кого деньги нужно брать! - На территории парка до его создания было около 20 тысяч дач, 72 базы отдыха одновременной вместимостью более 15000 человек в день. До недавнего времени НП предоставлял эти территории в аренду, и средства поступали в бюджет парка. В 2007 году все договоры, которые были заключены с НП, были признали нелегитимными. Теперь этим занимается Росимущество, и все эти средства поступают в бюджет РФ. Мы, конечно, составляем протоколы по свалкам, выдаём предписание хозяевам турбаз. Только вот судебных дел не было никаких.
- Выделяются ли средства на парк из областного бюджета?
- Нет, федеральное законодательство запрещает финансировать федеральные структуры из регионального бюджета. Хотя, может, правительство Самарской области не против оказать помощь НП, не против выделить средства на создание той же самой туристической инфраструктуры или экологических троп. Но можно действовать, как, например, национальный парк «Лосиный Остров»: они подготовили соответствующую программу, и им через общественные организации в этом году выделили 300 миллионов на создание экологических троп. У нас такой программы нет. Но мы готовы поддержать проекты любых общественных организаций, если они пойдут на благо НП.
Стоп, проверка мусора
- Кто должен убирать мусор за туристами?
- Турист, который приходит сегодня на территорию НП, должен весь свой мусор убрать и увезти с собой. Мы не можем поставить везде контейнеры. Потому что вывезти их, например, с горы Верблюд, очень затратно. Нужно дополнительное количество людей, спецтехника. У нас есть смотритель, который может пройти по этой территории и собрать какой-то мелкий мусор. Я считаю, что надо вводить технологию Запада. На входе у туристов проверяется наличие потенциального мусора, всё фиксируется. На выходе из НП опять происходит проверка твоего уже мусора, и если у тебя будет недоставать хотя бы бумажки, налагается штраф около 700 долларов.
- Каждые выходные большие «ОМики» привозят на Верблюд-гору толпу туристов. Об этом знает руководство парка? Как они туда вообще попадают, ведь именно они захламляют гору?
- Посещение Верблюда организованными группами туристов с проплывающих мимо теплоходов происходит незаконно. Предлагаю всем добросовестным посетителям обязательно фотографировать «ОМики», группы и руководителей и передавать мне – и я уже буду обращаться в соответствующие органы. Круглосуточный телефон в Жигулёвске - 8(84862) 2-29-58.