Примерное время чтения: 6 минут
2246

Старейшая пристань Самары Шелехметь может быть закрыта

Перекрывают дорогу

По рассказам жителей, посёлок был назван в честь старожила этих мест Белоногова. Он якобы первым, ещё где-то в конце 60-х, поселился в нескольких километрах от пристани, посадил здесь яблоневый сад. Позже место приглядел региональный рыбводхоз и даже начал строить помещения, подводить от деревни Шелехметь электричество и готовить ёмкости для разведения мальков осетра и стерляди. Но рыбное дело заглохло, а люди, которые начинали строительство, покидать постройки не захотели и оставили их в «летнем» пользовании. И вот теперь пристань собираются переносить. Куда и зачем? На этот вопрос ответил директор национального парка «Самарская Лука» Александр Губернаторов, который и был инициатором обращения в ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» с требованием соблюсти в районе пристани Шелехметь режим особоохраняемой природной территории.

Как подсчитали самарские речники, ежегодно на пристань приезжают около 150 тысяч человек. Пребывание такого количества людей в заповедной зоне создаёт угрозу самому существованию национального парка. Более того, на землях «Самарской Луки» находится целый посёлок, дома в котором возведены самовольно и незаконно.

Местный народ с Губернаторовым не соглашается. - Сколько себя помню, всегда этот посёлок был, мне уже 49 лет, а привезли меня сюда в четыре года. И одно время мы платили арендную плату в нацпарк за использование его территории, - возмущается самоуправством лесников житель посёлка Александр ИВАНЬШИН. Действительно, согласно документам национальный парк «Самарская Лука» был создан в 1984 году, посёлок, судя по всему, намного старше. Но Губернаторов уверяет, что домики когда-то были небольшие, почти картонные. И их ежегодно зимой сносили бульдозером.

Сейчас же посёлок действительно здорово разросся, его «жилой фонд» где-то около 900 домов, и некоторые из них - двух- и трёхэтажные коттеджи с банями и подсобными помещениями. Сложилась и своя инфраструктура: дороги, электросеть, торговые точки, общественные туалеты и другие прелести цивилизации. Каждый год дачники своими силами и средствами укрепляют берег, завозят на пляж песок, в общем, следят за состоянием берега и лесов. У дачников, которые в настоящее время собирают подписи в защиту своего причала, есть своя версия и на тему «кому всё это нужно».

- Расклад простой, - рассуждает поселянка Галина КУРДЮМОВА. - Каким-то москвичам пришлись по душе наши земли - близко от города, леса, богатые грибами и ягодами, Волга, полная рыбы... Почему, к примеру, не взялись за то же Севрюкаево или Зольное, где народ тоже строит дома на территории нацпарка?

Борются за экологию

Александр Губернаторов объясняет такую избирательность тем, что просто пришла пора радикальной борьбы с захватчиками.

- Я, конечно, не снимаю ответственности с нацпарка, признаю, что когда-то мы слишком мягко обращались с самовольщиками. Но когда-нибудь и с чего-нибудь нужно начинать борьбу за природу. Может быть, дачникам стоит перебраться, например, в Рождествено? Тем более что дорогу к посёлку со стороны Шелехмети мы намереваемся перекрыть. То есть вполне вероятно, что у поселян в конце концов отнимут любую возможность проникнуть на территорию своего Белоногова. Есть ли у дачников хоть какая-то возможность узаконить свои строения? По мнению Губернаторова, шансов мало - ведь для этого придётся менять зонирование территории. В любом случае он предлагает народу отправляться в суд. И если суд решит, что эти домики возведены законно, то они будут вынуждены выполнять решение суда.

На самом деле позиции национального парка не столь устойчивы. До сих пор границы парка существуют только в «черновиках», то есть на кадастровый учёт не поставлены. Например, вместо археологического памятника «Муромский городок», который находится на землях национального парка, на картах нарисована пустота - белое пятно. Внести земли в кадастр парк сможет только после получения средств из федерального бюджета, а это, похоже, произойдёт не в ближайшее время. Кроме того, как посетовал Александр Егорович, не все суды принимают сторону экологов. Но самые большие трудности у нацпарка возникают в связи с тем, что он был создан на землях, которыми владеют десятки собственников, - от городов до различных ООО. В других областях попроще - всё, что включено в границы национальных парков, относится к федеральной собственности. Тем не менее директор нацпарка уверен, что «пилотный проект» - ликвидация Белоногова - будет успешен. За ним последуют, как обещает эколог, и другие масштабные действия по расчистке территории «Самарской Луки» от самовольных строений.

МНЕНИЕ

Андрей НОВИКОВ, директор ООО СРПП:

- На нас оказывается давление. На предприятие наложен штраф 30 тыс. рублей. Пристань требуют убрать, мотивируя это нарушением закона об особоохраняемых природных территориях: причальные сходни попадают в заповедную зону. Я написал письмо в министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области с изложением ситуации, мы надеемся на поддержку области.

Вячеслав АНОХИН, председатель профкома СРПП:

- Создается впечатление, что ведется целенаправленная политика на уничтожение нашего предприятия. Пристань стояла еще до образования национального парка! Сюда приезжают ежегодно 150 тысяч человек, получается, что с народом никто не считается!

Сергей СИМАК, сопредседатель самарского отделения Международного социально-экологического союза:

- Просто закрыть пристань - требование непродуманное. Если пристань попадает в заповедную зону, значит надо искать другие варианты привязки для этой пристани. Лишать людей возможности попасть в свои дома недопустимо. Национальный парк должен не только сохранять природу, но и развивать туризм. Если туризм у нас развивается не так, как нам бы хотелось, это еще не значит, что его не надо развивать совсем. А без транспорта развить туризм невозможно.

Михаил МАТВЕЕВ, депутат Самарской губернской думы:

- Наличие пристани делает пассажиропоток организованным, поэтому такая инициатива меня удивляет и настораживает. Крайними в этой ситуации окажутся простые самарцы. Люди, имеющие катера и яхты, все равно будут туда приезжать, им пристань не нужна. Возможно, это очередная борьба за территорию: пристань ликвидируют, а на его месте обустроят, например, стоянку для частных катеров и яхт. Причал Осипенко уже эксплуатируется новым арендатором. И, хотя прокуратура уверяет, что заключено соглашение с СРПП, частник всегда это соглашение может расторгнуть.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах