И страна была другая: на исполнение мечты об освоении космоса был мобилизован весь СССР. А нам сегодняшним вообще-то негоже примерять на себя законную гордость космических первопроходцев. Что собственно и продемонстрировала на минувшей неделе неподкупная реальность - грузовой «Прогресс», направлявшийся на МКС, взорвался над Алтайским краем. Это далеко не первая неудача Роскосмоса за последние годы.
Статистическая погрешность?
«Союз-У» производит самарский «Центральное Специализированное Конструкторское Бюро -Прогресс». Ракеты-носители этого класса считаются супер-надёжными. Для самарского предприятия госзаказ на их производство - гарантия сохранения своих позиций. Именно поэтому в Самарской области весть о крушении «Прогресса» восприняли эмоционально. «Полетят головушки», - вздыхали далёкие от освоения внеземных пространств, но умудрённые жизнью обыватели. - Авария «Союза» с грузовиком «Прогресс» – случайность. Никакой системности в этом нет. О потере качества производства в отрасли ракетостроения говорить тоже нельзя. Просто на каждые 100 ракет, к сожалению, приходится 1-2 аварии», - утверждает Георгий ФОМИН, бывший первый зам. генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс». - «Союз» на более 700 запусков имеет всего около 20 аварий, - заявил на прошлой неделе эксперт отраслевого журнала «Новости космонавтики» Игорь ЛИСОВ. Пресс-служба ЦСКБ ситуацию не комментирует до окончания расследования. Но из неофициальных источников удалось узнать, что паники на предприятии нет. Разработчиком двигателя, неисправность которого привела к аварии, является воронежское ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики». Там сейчас и работает комиссия по выяснению причин аварии. А произвёл двигатель «Воронежский механический завод». Но это не отменяет факт, что ракета собиралась на «ЦСКБ-Прогресс» и здесь же проходила тестирование. - Случай обидный, ведь за столько лет ни одной аварии не было с «Союзом», - говорит инженер Анфиса КАЗАКОВА, бывший начальник сектора проектного отдела «ЦСКБ-Прогресс». - Расследование аварии будет абсолютно беспристрастным. Случаи аварий с космической техникой, созданной на ЦСКБ, были очень редки. Но когда для расследования инцидентов создавали комиссию, она настолько досконально разбиралась с техникой, что я всегда думала: если бы российские врачи так работали по постановке диагноза, у нас была бы совсем другая медицина.
Порвалась связь времён?
Цепь неудач последнего времени заставляет задуматься: «не прогнило ль что-то в датском королевстве»? - В стране идёт деградация по многим позициям, и не может быть отдельной идеальной отрасли, - уверен профессор Самарского государственного аэрокосмического университета Владислав СЕРГЕЕВ. - Нет новых целеполаганий. В ЦСКБ последние 30-40 лет конструкторы делают эту ракету, с модификациями, но - одну и ту же. Как они должны себя чувствовать? Откуда у них энтузиазм? Они просто работают в широком смысле на конвейере. Зарплата у них - небольшая. И кто там остаётся? Троечники. По оценкам экспертов, более или менее устойчивое финансирование отрасль стала получать только с 2004 года. До того – время потерь. – В 90-х годах открывалось множество компаний, где платили зарплату в 4 раза выше, чем на «ЦСКБ-Прогресс». Какое-то время наше КБ работало как вуз высшей категории по подготовке кадров для учреждений другого, некосмического профиля, - вспоминает Георгий Фомин. В последние годы, по его мнению, 30% сотрудников предприятия – молодёжь. «Молодые приходят не на те позиции, на которых принимают решения», - возражает ветерану профессор Сергеев.
Да, сейчас в космическую сферу направляются существенные бюджетные деньги. Программы привлечения кадров на предприятия космического профиля реализуются. Но позволит ли это преодолеть разрыв поколений, который мешает отрасли развиваться последние десятилетия? - Все толковые амбициозные ребята из ЦСКБ ушли. Почти на всех ключевых позициях стоят пенсионеры. По пальцам можно пересчитать «молодых», которым по 50 лет. Современного менеджмента там просто нет. И те большие деньги, которые сейчас вкладываются, откровенно рассчитаны на проедание, - констатирует профессор Сергеев. Учёный уверен, что без постановки яркой амбициозной цели, на достижение которой отводится чётко определённое время, и без политической воли развития ни в «ЦСКБ-Прогресс», ни в отрасли в целом не будет, поскольку на прорыв никто не мотивирован. - По всем исследованиям, не может конструкторское бюро эффективно работать больше, чем 20-25 лет, - говорит Владислав Сергеев. - По одной простой причине. Вот я пришёл, молодой, активный, начал проект. Сделал и остался. Другой уже на моё место не придёт, оно занято. А я не уйду, потому что пенсия маленькая. Вот и пошла тягомотина... По мнению учёного, для эффективного решения задач должны создаваться временные небольшие кооперации, которые распадаются в момент, когда цель достигнута. Насколько такие мобильные проектные группы будут способны конкурировать с «оборонными монстрами» за получение госзаказа, и продемонстрирует серьёзность намерения государства развивать космическую отрасль.