В конце 1980-х Борис Березовский начал свою деятельность на АвтоВАЗе с внедрения на предприятии системы программирования – это по будням. По выходным же будущий олигарх помогал строить дачу генеральному директору АвтоВАЗа Владимиру Каданникову. Именно в процессе простого и сближающего физического труда состоялось их знакомство.
Вернуть бы свое
По сообщению британского издания Daily Mail, высокий суд Лондона вынес постановление, согласно которому предприниматель Борис Березовский, скончавшийся в марте 2013 года, признан банкротом. После этого судебного вердикта глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сказал, что «...надежды на возвращение в Россию капиталов, похищенных Борисом Березовским, минимальны».
В результате деятельности компаний, находящихся под контролем Бориса Березовского, бюджет Самарской области понес убытки в размере 1 млрд 63 млн рублей. Факт незаконной деятельности опального олигарха был доказан в суде, который в 2012 году вынес приговор о взыскании долгов с Березовского.
В апреле 2012 года приговор российского суда вступил в законную силу, благодаря этому удалось добиться ареста имущества Бориса Березовского на сумму свыше 320 миллионов долларов и 40 миллионов евро.
После имущественных арестов бюджет Самарской губернии получил шанс на возврат долгов Березовского. Правительство области объявило открытый конкурс на оказание правовой помощи по взысканию долгов в пользу региона с наследников Бориса Березовского. На услуги юристов региональные власти планировали потратить не более 340 тысяч фунтов стерлингов Соединенного Королевства.
Чуть позже для возвращения денег власти региона наняли юристов английской компании Pinsent Masons LLP. Из бюджета области на оплату их услуг уже было потрачено 60 млн рублей. Но вернуть деньги в региональный бюджет, скорее всего, не получится.
История долгов
В 1989 году Борис Березовский совместно Саматом Жабоевым основали печально знаменитый АО «ЛогоВАЗ». Схемы, которые реализовывал Березовский, были бы невозможны без осведомленности руководства основного предприятия. Наибольший успех имели две финансовые схемы Бориса Березовского.
«ЛогоВАЗ» брал у завода машины под реализацию с отсрочкой платежа на полгода (кстати, другие официальные дилеры получали отсрочку только на 20 дней), при этом машины предоставлялись компании Березовского с беспрецедентной скидкой – 30% от стоимости. Реализовывать машины «Логоваз» не спешил: на тот момент в стране была дикая инфляция, цены росли буквально каждый месяц. За полгода стоимость машин увеличивалась почти в два раза. После чего машины продавались потребителям, а «ЛогоВАЗ» расплачивался с заводом по старой цене. Данные факты были доказаны в российских судах различной инстанции.
Вторая схема была связана с мнимой поставкой вазовских машин за границу. «ЛогоВАЗ» получал от «АвтоВАЗа» машины, которые должны были идти на экспорт. Машины предоставлялись с внушительной скидкой, а отсрочка платежа достигала один год. Естественно, вывозить машины за пределы России Березовский не собирался, их прекрасно раскупали и на внутреннем рынке. Но по документам машины отправлялись за рубеж, но после нескольких месяцев возвращались назад, так как привередливые инстранцы не захотели брать продукцию российского автопрома. После чего машины продавались на внутреннем рынке со значительной выгодой.
«Как вы сами понимаете, такие схемы сложно реализовать только на одном «доверии». Можно предположить, что Березовский был в сговоре с кем-то из руководства предприятия», – сообщил «АиФ-Самара» Михаил Жменцов, финансовый аналитик аудиторской компании «Анализ».
В 90-х годах областные власти списали долги ЛогоВАЗа, владельцем которого был, в частности, Борис Березовский. Позже суд признал, что ущерб Самарской области в результате этого списания составил 1 млрд 63 млн руб.