Спланировал убийство?
Александр БЕЛЬСКИЙ третий год сидит за умышленное убийство. ЧП произошло в коммунальной квартире, где мужчина проживал с женой и двумя сыновьями. В комнату соседки, находившейся на лечении в психиатрической больнице, жилище которой Бельским поручено было охранять, через окно вломились несколько мужчин, вооруженных монтировкой и кувалдой. Они уже приходили, пытались вселить туда девушку, представившуюся дочерью соседки. Документов, подтверждающих родство и законность вселения, Бельским не показали. Да их и не существовало - в жилищном отделе администрации Самарского района подтвердили, что вселение незаконно.
Когда налетчики, уже ставившие главу семейства на колени и угрожавшие ему вышибить мозги кирпичом, вынесли хлипкую дверь, ведущую в общий коридор, оказались перед Бельскими и ударили их старшего сына, Александр схватил железный пруток и плашмя ударил обидчика. Потом, по его словам, повернулся к сыну, держа пруток перед собой, и в этот момент на него наткнулся вылетевший из комнаты парень из числа нападавших. На следующий день он умер в больнице. Бельского обвинили в умышленном убийстве на основании выводов экспертизы - характер и локализация раны, по мнению эксперта, свидетельствовали о том, что удар был нанесен быстрым резким движением, якобы для «самонатыкания» характерно более медленное погружение.
- Я не видела этого момента, но посмотрите, как здесь тесно, темно, - объясняет Марина Бельская, жена Александра, стоя в подобии крошечной прихожки, совмещенной с коридором и кухней, едва освещаемой тусклым синим светом. – Люди с оружием, угроза сыну была, все так внезапно и быстро, я не понимаю, как можно было сделать вывод, что он убил умышленно. Статью о превышении пределов необходимой самообороны даже не рассматривали.
- Внезапная агрессия со стороны, стрессовая ситуация ведет к выбросу большого количества адреналина в кровь. Человек, защищаясь, начинает действовать не мозгом, а мышцами, инстинктивно, это нам на уровне генетической памяти досталось от далеких предков, - рассуждает юрист Анатолий ОРЕХОВ. – Ни один нормальный человек не стал бы совершать убийство с обдуманными намерениями у себя дома на глазах у многочисленных свидетелей.
Виталий НИКАНОРОВ, ветеран Главного следственного управления ГУВД Самарской области, считает, что действия Александра квалифицируются неправильно, а предварительное следствие выполнено некачественно и неполно.
- Группа людей проникла в жилище, совершила злостное хулиганство, самоуправство, пытаясь незаконно завладеть комнатой. У Бельского и у его жены зафиксированы телесные повреждения, повреждено имущество, но уголовное дело не возбуждено, - недоумевает ветеран следствия.
Либо ты, либо тебя
Марина Бельская рассказала, что ей четырежды отказывали в возбуждении уголовного дела в отношении вломившихся в квартиру.
- Когда мне два раза отказали, я сказала, что они покрывают преступников, но следователь мне заявил: хочешь, сейчас все (имеются в виду сотрудники Куйбышевского межрайонного следственного отдела) свидетелями пойдут, и ты рядом с мужем в камеру сядешь? Я очень перепугалась и за себя, и за сына.
По мнению Никанорова, как только действиям налетчиков дадут квалифицированную юридическую оценку и появится дело, действия Бельского нужно будет пересматривать, переквалифицировать, отменять приговор.
- Очень трудно расследовать убийство, статистика по раскрытым ничтожна мала, а тут – подходящее дельце, где можно поставить галочку. Приговор должен быть отменен. Если бы подобное дело рассматривалось в любой цивилизованной стране - Англии, Германии. Франции, Бельского полностью оправдали бы, - уверяет опытный юрист.
Адвокат Бельского Сергей ЧЕРНЯЕВ уверен, если будут доказаны преступные действия другой стороны, уголовное дело в отношении его подзащитного развалится. Тогда придется признавать, что следствие проводилось неправильно.
- Оценивать ситуацию нужно в соответствии со всеми обстоятельствами, вторжением, нападением, но этого сделано не было. Бельского необоснованно обвиняют в умышленном убийстве, а противоправных действий потерпевшего не учитывают, - говорит адвокат.
Видимо, следствие не рассматривало статью «убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны», наказание по которой не превышает двух лет заключения. Как считает Орехов, виновато в этом наше законодательство, которое не дает четкого понятия, что такое необходимая оборона и где ее предел.
- Вопрос не решается уже несколько десятилетий. Это невыгодно, так как повлечет ограничения в действиях сотрудников полиции, сделает необходимым либерализацию закона об оружии, даст простым гражданам больше прав, - разъясняет Орехов. – Пока законодательство в этой части не изменится, у людей, которые оказываются в подобной ситуации, есть выбор: будешь сопротивляться - посадят, не будешь обороняться - убьют.
В этой истории не видно просвета. Недавно областной суд вынес постановление об отказе в удовлетворении надзорной жалобы, указав, что надзорная инстанция не вправе переоценивать доказательства. До человека, который поплатился за то, что встал на защиту семьи, никому нет дела - ни правоохранителям, ни судьям, на законотворцам.