
Одна из выставок - «Эксклюзивная кукла особняка Клодта». У Ольги Бакановой - мастера, который работает в Детской картинной галерее с 2001 г., - собралось уже девять коллекций кукол. Большинство из них - жители определённой эпохи, причём некоторые из них - всемирно известные. Вот перед нами Пётр Первый в мундире Преображенского полка. Вот инфанта Маргарита, сошедшая с картины Веласкеса. Каждая из кукол одета в костюм своей эпохи, выполненный в мельчайших подробностях. В год мастера делают не больше пяти кукол - так много времени уходит на проработку деталей.
- Когда-то мы решили, что интересно будет заниматься костюмной куклой, через гардероб узнавать особенности жизни в то или иное время. Мы не гонимся за портретным сходством наших кукол с оригиналом, но достоверность костюма позволяет нам прикоснуться к ушедшим эпохам, - рассказывает Ольга Баканова.
В залах галереи представлены куклы в исторических костюмах X - начала XX вв. По словам мастера, мода начала развиваться во Франции в XV в. Именно тогда придумали крой, а одежда перестала рассматриваться как утилитарная вещь. Появились платья различных силуэтов, шляпы немыслимых форм.
Правда, далеко не все костюмы кукол в точности повторяют костюмы своего времени. Вот, например, стоит княгиня Ольга. Узор её платья - две птицы, глядящие друг на друга, - напоминает о тех огненных птицах, которые принесли гибель древлянскому городу Искоростень. По легенде, Ольга потребовала с жителей осаждённого города своеобразный выкуп - воробьёв и голубей с каждого двора. Древляне выполнили условие, а княгиня повелела привязать к лапке каждой птицы горящую ветку и выпустить. Птицы, оказавшиеся на воле, полетели в сторону своих домов. Горящий Искоростень стал местью Ольги за смерть убитого древлянами мужа - князя Игоря. А в напоминание о том, что княгиня Ольга была первой правительницей Киевской Руси, исповедовавшей христианство, в руках куклы - белокаменный храм.
Претерпел изменения и вполне историчный по крою костюм Екатерины II. На подоле платья императрицы - аппликация, представляющая двух её самых известных фаворитов - Григория ОРЛОВА и Григория Потёмкина, как будто бы склонившихся к ногам женщины, прославившей их.
Былая Самара
В других залах музея - куклы в костюмах XIX-начала ХХ вв. Они перекликаются с выставкой графики Владимира Алексушина «Самара. Картины из прошлого», которая также недавно открылась в галерее. Картины художника воссоздают облик Самары, уже исчезнувшей и незнакомой даже коренным жителям города. Вот перед нами Хлебная площадь, на которую когда-то крестьяне свозили хлеб на подводах, а отсюда он отправлялся на баржах вверх по Волге. Кстати, располагалась она немного дальше современной Хлебной площади, которую самарцы в XIX в. называли Полицейской. Именно здесь находилась первая пожарно-полицейская часть. Когда-то один из устроителей Струковского сада, Сергей Лошкарёв, разбил на части этой площади «английский» сад. Однако почвы здесь оказались неподходящими, и сад зачах. Увидеть теперь его можно только на картине художника.
Каждую картину комментирует краевед Татьяна Алексушина. Кстати, увидеть на этих картинах можно и легендарные события. Так, с одной из них на самарцев смотрит император Александр I, который посетил город в 1924 г. На картине император со свитой стоит на пороге имения Струкова, готовясь к отъезду. Выставки будут работать до конца сентября.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть