Одна из выставок - «Эксклюзивная кукла особняка Клодта». У Ольги Бакановой - мастера, который работает в Детской картинной галерее с 2001 г., - собралось уже девять коллекций кукол. Большинство из них - жители определённой эпохи, причём некоторые из них - всемирно известные. Вот перед нами Пётр Первый в мундире Преображенского полка. Вот инфанта Маргарита, сошедшая с картины Веласкеса. Каждая из кукол одета в костюм своей эпохи, выполненный в мельчайших подробностях. В год мастера делают не больше пяти кукол - так много времени уходит на проработку деталей.
- Когда-то мы решили, что интересно будет заниматься костюмной куклой, через гардероб узнавать особенности жизни в то или иное время. Мы не гонимся за портретным сходством наших кукол с оригиналом, но достоверность костюма позволяет нам прикоснуться к ушедшим эпохам, - рассказывает Ольга Баканова.
В залах галереи представлены куклы в исторических костюмах X - начала XX вв. По словам мастера, мода начала развиваться во Франции в XV в. Именно тогда придумали крой, а одежда перестала рассматриваться как утилитарная вещь. Появились платья различных силуэтов, шляпы немыслимых форм.
Правда, далеко не все костюмы кукол в точности повторяют костюмы своего времени. Вот, например, стоит княгиня Ольга. Узор её платья - две птицы, глядящие друг на друга, - напоминает о тех огненных птицах, которые принесли гибель древлянскому городу Искоростень. По легенде, Ольга потребовала с жителей осаждённого города своеобразный выкуп - воробьёв и голубей с каждого двора. Древляне выполнили условие, а княгиня повелела привязать к лапке каждой птицы горящую ветку и выпустить. Птицы, оказавшиеся на воле, полетели в сторону своих домов. Горящий Искоростень стал местью Ольги за смерть убитого древлянами мужа - князя Игоря. А в напоминание о том, что княгиня Ольга была первой правительницей Киевской Руси, исповедовавшей христианство, в руках куклы - белокаменный храм.
Претерпел изменения и вполне историчный по крою костюм Екатерины II. На подоле платья императрицы - аппликация, представляющая двух её самых известных фаворитов - Григория ОРЛОВА и Григория Потёмкина, как будто бы склонившихся к ногам женщины, прославившей их.
Былая Самара
В других залах музея - куклы в костюмах XIX-начала ХХ вв. Они перекликаются с выставкой графики Владимира Алексушина «Самара. Картины из прошлого», которая также недавно открылась в галерее. Картины художника воссоздают облик Самары, уже исчезнувшей и незнакомой даже коренным жителям города. Вот перед нами Хлебная площадь, на которую когда-то крестьяне свозили хлеб на подводах, а отсюда он отправлялся на баржах вверх по Волге. Кстати, располагалась она немного дальше современной Хлебной площади, которую самарцы в XIX в. называли Полицейской. Именно здесь находилась первая пожарно-полицейская часть. Когда-то один из устроителей Струковского сада, Сергей Лошкарёв, разбил на части этой площади «английский» сад. Однако почвы здесь оказались неподходящими, и сад зачах. Увидеть теперь его можно только на картине художника.
Каждую картину комментирует краевед Татьяна Алексушина. Кстати, увидеть на этих картинах можно и легендарные события. Так, с одной из них на самарцев смотрит император Александр I, который посетил город в 1924 г. На картине император со свитой стоит на пороге имения Струкова, готовясь к отъезду. Выставки будут работать до конца сентября.