Деньги на ветер?
- В одном маленьком итальянском городке в небольшом кафе всем посетителям показывают раскопанный фрагмент древнеримской дороги, хозяину муниципалитет доплачивает за содержание туробъекта. А мы уничтожаем старину, не задумываясь и не стесняясь. Сколько археологических памятников мы потеряли и теряем?
- Памятников потеряли много. Эти невосполнимые потери начались еще в эпоху «великих строек социализма», когда воды искусственных морей-водохранилищ поглощали тысячи квадратных км культурного слоя. На дне - тысячи древних поселений и могильников. А сейчас все раскопочные проекты в Поволжье в последние десять лет делаются лишь по личной инициативе археологов или в рамках студенческой практики.
- Но ведь обустроенные в виде археозаповедников места раскопок могли бы приносить деньги в казну. Тем более сейчас много говорят о создании туристического кластера в области. Что-то ещё осталось?
- Археологический потенциал нашей области велик. А туристическим объектом, как это ни парадоксально, может быть все что угодно. Помните, Остап Бендер в качестве экскурсионного объекта выбрал «провал» и брал с тургрупп деньги на его реконструкцию, «чтоб не очень проваливался». До меня доходили слухи, что какие-то энтузиасты водят, и небезвозмездно, группы желающих на Царев Курган. А ведь при желании всю эту самодеятельность можно было бы направить в цивилизованное русло. Я даже знаю, как это сделать: многие соображения изложены мною в двух монографиях по развитию регионального туризма. Но ко мне за консультациями никто из высокого начальства не обращался.
На роль археологического заповедника однозначно может претендовать огромный булгарский город на Самарской Луке, разрушенный нашествием Батыя. Он известен сегодня под условным названием Муромский городок. Но вы видели, чтобы государственные или местные органы власти занимались реальной пропагандой историко-культурного или археологического наследия? Управление по туризму в области есть, а въездного туризма фактически нет. Такие вот чудеса! Беда еще и в том, что зачастую вопросы сохранения и изучения археологического наследия решаются чиновниками, которые не получили соответствующего базового образования.
Археологи или копатели?
- Где же готовят профессионалов?
- В Европе это дисциплина при естественных факультетах. Скажем, в Мичиганском университете США и в Бирмингемском университете Великобритании (это аналоги нашего политеха) есть кафедры индустриальной археологии. В России археологов традиционно готовят на гуманитарных факультетах университетов. Но месяц назад в СамГТУ был открыт «Центр индустриальной археологии, музеологии и туризма». И в 2013 году мы будем проводить набор студентов на соответствующие специальности.
- Через любовь к археологии можно развивать у подрастающего поколения интерес и уважение к истории собственного государства…
- Еще Пушкин высказался по этому вопросу строчкой: «Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Это и есть воспитание археологией в чистом виде. А что может быть в головах у наших соотечественников, у нашего подрастающего поколения, если до сих пор не написано более или менее адекватного учебника по истории Отечества...
- Вот из таких, с «разрухой в головах», наверное, и вырастают «чёрные копатели», для которых ценность археологической находки — в деньгах, за которые её можно продать?
- Они по скудости образования не понимают, что написанное на страницах истории человечества становится понятным, только когда прочитана вся книга целиком. Важно не просто найти вещь, а посмотреть, как она лежала, рядом с каким предметом. Копатели находят интересные вещи – продают их. Между тем на материалах одного погребения или «трёх черепков» выделяется иногда целая культура. Корректируются научные знания. Долгое время, например, считали, что время прихода булгар – предков волжских татар – конец VIII века. Мы нашли курганные могильники в районе Брусян, Малой Рязани, Выползово, которые позволили говорить о том, что предки волго-камских татар - булгары пришли на Среднюю Волгу не в конце VIII века, как считалось раньше, а уже во второй половине VII века. Как наши волжско-камские татары обрадовались! Оказалось, открытие, сделанное с помощью лопаты, важно для самоидентификации целого народа.
- Есть немало оснований говорить о том, что Самарское Поволжье входило в зону формирования легендарных ариев – этноса, жившего в II-III тысячелетии до нашей эры и давшего начало народностям Индии и Ирана. Возможны ли на самарской земле открытия, сравнимые с этим?
- Изюминки-открытия, сформированные на анализе большого количества исследованных памятников, конечно, будут. До археологических артефактов добраться очень трудно. Но шедевры есть. Самая удивительная находка наших археологов за последние годы – шиловские костяные пластины, найденные экспедицией самарского госуниверситета под руководством Ризы БАГАУТДИНОВА. Их фотоизображения опубликованы во всех серьезных мировых научных изданиях.