В этом я убедилась на своём опыте.
Из пешехода в водители
Выбрав лучшую автошколу и заплатив 15 тыс. руб. (ещё по старым ценам), я честно отходила все теоретические занятия. Учили на совесть. Прорешав на компьютере экзаменационные билеты, теорию вызубрила до отлетания от зубов.
Практика далась сложнее. Несколько часов занимались на спецтренажёре. Кресло, руль, педали и коробка передач - почти как в настоящей машине. Остальное похоже на компьютерную игру. Пешеходов "давишь" безнаказанно, столкновение с грузовиком и ограждением не оканчивается катафалком.
На автодроме ждала реальность. Трогаться с места и не путать педали научили на первом занятии. Но скорость 10 км/час казалась бешеной - забор стремительно приближался, куда повернуть руль, я забыла. Пискнув "мама!" и зажмурившись, я бросила педали. Хорошо, что рядом инструктор... Так началась эволюция из пешехода в водители.
Неподкупный автодром
"Навыки вождения" отрабатывала на автоматизированном автодроме. "Вешек", как на обычном, не было. Были перекрёстки, бордюры, дорожные знаки и светофоры - имитация настоящей улицы. В роли инспектора - компьютер. Датчики, установленные на машине и на дорожном покрытии, фиксировали мои нарушения: разметки, переезды стоп-линий, расстояние до светофора, превышение скорости.
Три занятия я каталась с живым инструктором, ещё три - одна, а инструктор давал ЦУ по рации. Сдавать экзамен на новом автодроме сложно. 20 штрафных баллов, и ты неудачник. За переезд стоп-линий, задержку на "горке" и "перекрёстке" карают дисквалификацией. Заглох, нарушил разметку, не включил поворотник - по 5 баллов долой.
Строгость, по словам и.о. начальника экзаменационного отделения МРЭУ ГИБДД УВД Самары Фарида Ахмадуллина, даёт плоды. Навыки вождения курсантов с автоматизированного автодрома на порядок выше, чем со стандартных площадок. И адаптируются к вождению по городу они быстрее. Но пропускная способность автодрома мала. Лишь семь автошкол, заключивших договор с её владельцем, сдают там экзамены. По статистике, 22% - самый высокий результат сдачи экзамена на новом автодроме за первые два месяца этого года. Мне повезло, набрала всего 15 штрафных баллов...
Правила придумали трусы
Вот постулат самарских водителей. Первый выезд в город сродни боевому крещению. Было страшно. Я жалась к обочине, понимая, что правило "дай дорогу дураку" надо соблюдать так же, как "помеху справа". Оказалось, процентов 40 водителей не знают о существовании поворотников. Пешеходов вообще пропускать не принято. Мне несколько раз сигналили возмущённые водители, когда я пропускала людей.... в зоне пешеходного перехода.
Пустили по этапам
Желающих получить права ждёт реальное испытание на прочность. Мне повезло - сдала всё с первого раза. Завалившие какой-то этап ходят на пересдачи, и получение документа затягивается на месяцы.
Каждая попытка стоит денег (госпошлина). Практика - 100 рублей, теория - 60. Как правило, автодром одолевают с третьей попытки, "выезд в город" сдают до пяти раз. Теоретический экзамен через три месяца нужно пересдавать. Да "репетиторство" опытного инструктора необходимо, иначе неокрепшие навыки улетучатся. Час занятий в среднем стоит 500 рублей. Набегает приличная сумма.
Кто отправил курсантов "по длительному этапу"? Оказывается, автошколы. По словам Фарида Ахмадуллина, они в погоне за прибылью сильно "перебирают" с числом курсантов. У каждой из них есть лицензия, в которой прописано, сколько человек автошкола имеет право обучить в одну смену. Но школы набирают две смены - дневную и вечернюю, ещё и умудряясь превысить свой максимум.
В итоге страдает качество подготовки курсантов. Сейчас экзамен проваливают около 80% выпускников, создавая огромную очередь на пересдачу. Число принимающих экзамен инспекторов определено штатным расписанием. Работая по 12 часов без обеда, они физически не охватывают весь поток, т.к. на каждую часть экзамена отводится конкретное время.
Расписание приёма экзаменов утверждается на месяц вперёд. Списки курсантов, сдающих экзамены в тот или иной день, готовят автошколы. Дату, время и место проведения экзаменов назначает ГАИ.
Честно говоря, осталось загадкой, для чего представители всех автошкол зовут своих кандидатов к 8.30, если экзамен начинается с 9.00? Причём каждая группа идёт в своё время. Вот и ждёт очереди на экзамен плотная толпа. Хорошо, во время сдачи теории есть крыша над головой. А вот автодром и "город" сдают на улице. Я, например, успевала промёрзнуть.
Правда, погреться можно было в малюсеньком коридорчике помещения при автодроме. Но, во-первых, всех желающих он не вмещал. Во-вторых, инспектор вызывал курсантов без громкоговорителя, был риск пропустить свою очередь.
Счастливчиков типа меня, с первого раза сдавших экзамен, очень мало. В январе текущего года их было 11,5% (в январе 2008-го - 66%). В феврале процент подрос до 12,1% (в 2008-м - 51%). Падение показателей "на совести" автоматизированного автодрома. В январе там сдавали экзамен 1418 человек, справились 13%. В феврале экзаменовали 1212 человек, 16% из них - успешно.
Наш комментарий
Начальник отделения организационно-методического обеспечения регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД облГУВД Юрий Бадаев:
- Снижение показателей на совести автошкол. Как же там обучают, если до 90% выпускников не способны сдать экзамен? Почему кандидаты в водители обвиняют во всем ГАИ, а не требуют от автошкол достойного образования? По закону о защите прав потребителей и Правилам оказания платных образовательных услуг, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несёт ответственность. Потребитель вправе требовать полного возмещения причинённых ему убытков.
Кстати, с 1 июля 2009 г. вновь грядут изменения. При приёме в автошколу кандидаты в курсанты будут проходить специальный психомоторный тест. Его результат определит индивидуальный подход к каждому курсанту, подразумевающий воспитание и психомоторных практических навыков вождения.
По новым требованиям все автошколы должны использовать автоматизированные площадки. Для удобства граждан по инициативе ГАИ будет строиться крупный автодром рядом с помещениями, где принимают теоретическую часть экзаменов.