Теперь для управления мопедом или легким квадроциклом необходимо иметь водительское удостоверение с открытой категорией «М». Причем получить его можно только с 16 лет.
Всем остальным гражданам, имеющим права любой категории, открывать «М» не требуется. Они и так имеют право управлять мопедами и скутерами. Новый закон также вводит понятие подкатегорий.
- Введение подкатегорий облегчит процесс обучения и получения водительских удостоверений, - уверена и.о. замначальника отдела пропаганды УГИБДД по Самарской области Татьяна Лядина. - Желающим управлять, например, небольшими грузовиками и автобусами не обязательно будет проходить курс обучения управлению большегрузными автомобилями и автобусами вместимостью более 16 посадочных мест.
Кроме того, для каждой подкатегории законом установлены свои возрастные ограничения. Как и раньше, на категории «А», «B», «С», а также на подкатегории «В1», «С1» можно пойти учиться с 18 лет. Сесть за руль автобуса («D1», «D») можно только с 21 года. Исключение сделано только для управления автобусами, принадлежащими Вооруженным силам и органам, в которых предусмотрена военная служба. В этом случае водителем быть разрешено с 19-летнего возраста.
Самоподготовку исключили
Новым законом теперь запрещено сдавать экзамены в ГАИ после самостоятельной подготовки. Теперь допуск на сдачу может дать только документ о прохождении обучения в автошколе. Зато теперь разрешено сдавать экзамен на машинах с автоматической коробкой передач. Но такие водители смогут управлять автомобилями только с такой трансмиссией. Водители, которые обучались и сдавали экзамен на «механике», смогут управлять машиной с любой коробкой передач.
Обязательного обмена водительских удостоверений закон не предусматривает. Заменять его нужно, как и обычно, по истечении срока действия. При этом все открытые категории сохранятся. Начать постигать новые категории можно будет только с 2014 года, после утверждения Минобрнауки России обучающих программ.
МНЕНИЕ
Валерий Сынтин, директор филиала автошколы.
Сложностей в подготовке водителей по любым программам в автошколе нет. Многие автошколы готовы справиться с большим объемом курсантов, т.к. загрузка многих автошкол менее чем на 30% от их возможностей. Вполне возможно, что не каждая автошкола сможет готовить курсантов по подкатегориям, потому что необходимо будет закупить соответствующие транспортные средства, найти необходимых специалистов. Что касается отказа приема экзаменов в ГАИ без прохождения обучения в автошколе, я против этой меры. Можно было ввести другие требования к соискателям прав по «самоподготовке», например, увеличить количество экзаменационных вопросов, добавить упражнения на практическом экзамене, ну и, наконец, выдавать временные права, которые можно было бы обменять через год или два после безаварийной езды.