В конце февраля исполняется 8 лет самарскому органу.
Его "хозяйка", органистка Людмила Камелина, отмечающая в этом же месяце свой юбилей, и хранитель, Юрий Савельев, сравнили инструмент с живым существом и рассказали о его здоровье, душевном и физическом.
"Он и солист, и партнёр"
К концерту по случаю дня рождения своего и органа Людмила Камелина шьёт новое платье.
- Я очень уважительно отношусь к "королю инструментов", - объясняет тщательную подготовку к юбилею заслуженная артистка РФ. - Мы нашли друг друга, как музыканты однажды находят "свой" инструмент, умея играть на нескольких. Возможности самарского органа позволяют мне делать всё, что я считаю интересным. Очень люблю современную музыку для органа, ведь этот инструмент для современной музыки - кладезь возможностей, он заменяет целый оркестр. Но люблю играть и старые вещи. В старинной музыке каждый раз находишь что-то новое. Это как старое украшение с новой блузкой - оно "играет" по-новому, появляется новое тепло. Мои друзья, не музыканты, после концерта, где я играла только Баха, сказали, что им не было скучно слушать произведения одного и того же композитора. Я и для себя открыла - с другими композиторами прошедших веков так не получается. Великий Бах - один из немногих композиторов, которого можно слушать весь концерт - так невероятно широк диапазон чувств его музыки, философская глубина. Благо, у нашего органа хороши и тембр, и звук. И он действительно как живое существо - может быть на сцене и солистом, и "партнёром" - голоса, оркестра или ансамбля.
Красоту и мощь звука самарского органа уже оценили многие великие музыканты мира. Один из последних концертов на сцене самарской филармонии дал органист собора Нотр Дам де Пари Оливье Латри, выступивший в цикле "Органные столицы мира". А создатель этой программы, ставшей визитной карточкой культурной Самары, - Людмила Камелина. В прошлом музыкальном сезоне она стала победителем конкурса "Культурный герой года" в номинации "Художественное явление". Почти двадцать лет Людмила Камелина, ставшая нашей землячкой пять лет назад, играет на органе, освоила и "попробовала" множество инструментов европейских залов и церквей, но, по её словам, каждый раз с трепетом приближается к инструменту.
Своё благоговение перед "королём инструментов" некоторые музыканты мира выражают, снимая перед ним обувь и босиком играя на ножной клавиатуре. У Людмилы - особая обувь. Она из такой тонкой кожи, что пальцами ног органистка чувствует нижнюю клавиатуру так же, как пальцами рук верхнюю. А изменения в "настроении" инструмента замечает, едва прикоснувшись к клавишам. Впрочем, хандрит орган или нет - посетители филармонии не услышат. Звук, "бродящий" по залу, будет в зависимости от температуры в помещении лишь чуть ниже или чуть выше обычного.
Послушать сердце, посчитать "рёбрышки"
Чтобы орган не заболел какой-нибудь серьёзной болезнью, Юрий Савельев, органных дел мастер, часто проводит профосмотр.
- Несмотря на свою монументальность орган очень хрупкий инструмент, - уверяет он. - 3500 его труб и трубочек диаметром от нескольких миллиметров до полуметра звучат благодаря особой "смятости" их верхушек. Трубы сами по себе очень мягкие, сделаны из сплава нескольких металлов. В каких пропорциях - секрет фирмы "Рудольф фон Беккерат", мастера которой возвели по всему миру более трёхсот инструментов, пять из которых звучат в России - в Самаре, Краснодаре, Кондопоге, Сочи, Санкт-Петербурге. Самые большие - басовые трубы длиной до шести метров - видны зрителям. (Кстати, замечали, что фасад органа выполнен в стиле самого здания филармонии?) Остальные - за сценой, стоят на высоте до десяти метров. У органа 52 регистра - это значит, что одна нота звучит одновременно в 52 октавах.
Много это или мало? Скорее, "золотая середина". В США есть орган, имеющий 30 тысяч труб и 790 регистров. Для маленького помещения самарской лютеранской кирхи хватает и трёх регистров. "Сердце" любого органа - тихо работающий электромотор, он - прямо за сценой. "Лёгкие" инструмента - меха, нагнетающие воздух в трубы. Его "рёбра" - сами трубы. "Кровеносная система" - кабель, соединяющий пульт, за которым сидит органист, с мотором. Как-то один из маленьких хористов, наступив на кабель, вывел из строя орган на несколько месяцев, пока немецкие специалисты не выяснили причину остановки инструмента - в самом маленьком проводке переломилась позолоченная шпилька, которую и в лупу с трудом можно было разглядеть. Большая неприятность для органа - излишняя сухость или излишняя влажность. Почти катастрофа случилась несколько лет назад, когда прорвало пожарный водопровод. Благо, особая пропитка ели, дуба и ясеня, лак, которым покрыт орган, воду не пропустили. Есть ещё одна напасть - мыши. Именно эти враги съели в сочинском органе тканевые прокладки. Нехорошая болезнь - пыль, оседающая на трубах и забивающаяся внутрь. В западных органных залах и храмах держат постоянную температуру для того, чтобы орган не портился. Но 18 градусов в зале - и наши зрители разбегутся от холода. Поэтому температуру внутри органа поддерживает кондиционер. И наш орган звучит великолепно.
Инструмент на века
Говорят, что лев, сидящий наверху самого знаменитого в мире органа голландского города Хаарлема, подмигивает, когда его "повелитель" доволен исполнителем. Этому инструменту более двухсот лет, и на нём играл великий Моцарт. Самарский орган не настолько знаменит. Но наш инструмент занимает среди "новоделов" одно из достойных мест в Европе и прослужит века. Его голос, обращённый в вечность, пробудит в земляках высокие чувства, принесёт в их сердца умиротворение и покой. А рождение легенд, связанных с "королём инструментов", - всего лишь вопрос времени.
Кстати
26 февраля оба именинника приглашают самарцев на концерт "Все в гости к нам!". В 18-30 начнётся празднование дня рождения органа и бенефис Людмилы Камелиной.