В Самаре - втором по числу войск военном гарнизоне на территории ПУрВО - считают земли и недвижимость Минобороны РФ.
Цель: определить военные городки, где можно строить жильё для служивых, или выставить их на аукционы.
Министр удивился
Искать "резервы" в Минобороны взялись 10-15 лет назад, когда из-за сокращений в армии пустели военные городки. Да и строить на своих землях дешевле, чем удовлетворять аппетиты муниципалитетов, ведающих землеотводом. Строительство тоже требует денег. Искали их всяко: от привлечения так называемых дольщиков до инвестиционных контрактов и продажи невостребованных объектов. Эффект был не всегда, порой земельно-строительные отношения становились поводом "половить рыбку в мутной воде". Весной министр обороны заявил: от инвестиционных контрактов его ведомство откажется. "Я посмотрел отчёты, какую экономическую выгоду от них имело Минобороны, и очень, мягко говоря, удивился. Инвестконтрактами мы больше не занимаемся! Проводим открытый аукцион", - отрубил Анатолий Сердюков и обещал в этом году реализовать через аукционы более 20 военных объектов. Деньги пойдут на покупку жилья и строительство соцобъектов для военнослужащих.
Подумывают о передаче
В марте рабочая группа Минобороны и областного минстроя подготовила протокол предложений об использовании земельных участков военного ведомства в Самаре и её окрестностях. Под строительство жилья для военных за счёт федерального бюджета предложены территории трёх военных городков в Октябрьском районе на пр. Масленникова: N1, 3 и 93. Под застройку, вероятно, отдадут военный городок N94 на 19-м км Московского шоссе. Войсковые части оттуда выведены. Пустуют 38 зданий, кроме сборно-щитовой общаги на 50 мест, где живут семьи военнослужащих. В городке хотят построить 21 жилой дом на 1512 квартир, детсад на 140 мест и здания соцкультбыта.
В протоколе фигурирует и земля военных городков N 4, 14 и 112. Предлагается подумать об их передаче под жилищное строительство "с участием заинтересованных органов военного управления Минобороны РФ".
Предмет спора
Думают и о военных городках N 26 и 73. Но они - предмет хозяйственного спора. В 2004 году после объединения Приволжского и Уральского военных округов у преемника строительного управления ПриВО - ФГУП "Волжско-Уральское строительное управление" - почти не осталось заказов, а долги превысили 2 млрд. руб. В отношении ВУСУ открыли процедуру банкротства. Осталось загадкой появление миллиардных долгов у структуры, которая бодро рапортовала об успехах на жилищном фронте и считалась одним из военно-окружных лидеров в этой сфере.
Попытка оздоровить предприятие переводом во внешнее управление провалилась. Самарский арбитражный суд вынес решение об открытии процедуры конкурсного производства. Конкурсный управляющий решил удовлетворять претензии кредиторов, реализуя имущество ВУСУ. Управление в основном выполняло заказы по строительству сооружений и жилых зданий для военных нужд, имело ряд субподрядных управлений, базы механизации, деревообрабатывающий комбинат, комбинат железобетонных изделий и т.д. Незадолго до банкротства ВУСУ реструктурировали, некоторые объекты выделили в отдельную структуру. Рентабельным активом оставался глиняный карьер, но освоить его ВУСУ не смогло. Карьер выставили на торги, как и ряд объектов недвижимости в Самаре (в т.ч. более десяти жилых домов и общежитий, детсад и недвижимость военных городков N26 и 73). Аналогичные процедуры провели в Перми, Казани, Оренбурге, где были объекты ВУСУ. Многие из них проданы, хотя земля осталась за военным ведомством. По этой и другим причинам рабочая группа МО РФ и минстроя Самарской области сочла решения конкурсного управляющего в отношении военных городков N26 и 73 неправомерными и пытается их обжаловать.