На моей памяти писатели нашей области до сих пор ни разу не проводили творческие вечера в Большом зале Центрального Дома литераторов в Москве.
Поэтому прошедший в канун этого года на сцене легендарного ЦДЛ вечер земляков-поэтов Дианы Кан и Евгения Семичева можно назвать литературным прорывом.
Дело не в "географии"
Вечер назывался "Книги - суть реки, напояющие вселенную" (слова Иоанна Богослова), и, что вдвойне удивительно, состоялся он без всякой арендной платы за престижный зал. "Арендой" стали творчество поэтов, их востребованность и желание читающей Москвы увидеть полюбившихся стихотворцев, как говорится, въяве. Часто провинциальные писатели сетуют на снобистское отношение к ним со стороны Первопрестольной. Но дело, видимо, всё-таки не в "географии": как ни трудно удивить Москву, истинный талант обратит на себя внимание.
Председатель правления Союза писателей РФ, сопредседатель Всемирного русского собора, член Общественной палаты Валерий Ганичев назвал наших земляков ведущими в стране. Добавив, что Евгений Семичев в нынешней литературной России обладает непререкаемым творческим авторитетом. А статс-секретарь правления Союза писателей критик-литературовед Лариса Баранова-Гонченко больше говорила о творчестве Дианы Кан, называя её выдающимся явлением современной российской словесности. От себя добавлю, что стихи Дианы любимы не только в нашей стране, но и в Италии - благодаря итальянскому профессору русского языка Марко Скиезаро. Кстати, согласен с Ларисой Барановой-Гонченко: несмотря на то, что поэты Семичев и Кан - супружеская пара (хотя и не любят это афишировать), они - два разных поэта по стилистике, мировидению, поэтическому дыханию...
Место красит человека
Маленьким приятным шоком для меня было, когда я направлялся на московский вечер поэтов-земляков, вдруг на станции метро "Баррикадная" услышать объявление об этом мероприятии.
ЦДЛ, расположенный в черте московского бульварного кольца, не только памятник истории и архитектуры, но и поистине культовое для российских писателей здание, в просторечии называемое Домом Ростовых. Когда-то в советские времена вход в Дом литераторов, где ко всему прочему размещались несколько ресторанчиков и писательских кафе, был строго лимитирован. Член Союза писателей СССР по своему писательскому билету мог пройти в это здание сам и провести с собой не более двух спутников. Просто так, с "улицы" попасть в ЦДЛ прежде было просто невозможно. Певица Алла Пугачёва пыталась это сделать и была крайне раздосадована отказом впустить её в писательский ресторан. Даже устроенный Примадонной скандал не смог нарушить существовавший регламент.
Сегодня вход в ресторан свободный. Здесь любят бывать не только писатели, но и состоятельные бизнесмены. Здесь царит атмосфера респектабельности, сохранившаяся ещё с дореволюционных, дворянских времён. Никакой гремящей музыки и попсовой пошлости; лишь старинный рояль, на котором мужчина-тапёр тихо играет классические и джазовые композиции. В разное время это здание описывали Лев Толстой в "Войне и мире" и Михаил Булгаков в "Мастере и Маргарите". На сцене ЦДЛ в разное время выступали будущие классики России и писатели со всего мира. Сам допуск на эту сцену является показателем статуса того, кто стал виновником вечера. Это тот случай, когда и место красит человека...
Явление самарской школы
Сотрудники Всероссийского бюро пропаганды художественной литературы сделали великолепный пролог-представление творчества наших поэтов. Стихи Кан и Семичева читали известные московские артисты; чтение проходило на фоне прекрасных волжских пейзажей и классической музыки. К чести героев дня, они не только себя показали, но и дали возможность выступить своим землякам - хоровой академической капелле "Аура" под руководством Александра Пахомова. Соединение высокой поэзии с высокой музыкой обрекло мероприятие на успех.
К слову, это уже второй вечер поэтической пары в Москве. Двумя годами раньше с большим успехом прошёл их вечер в правлении Союза писателей России.
Зная скептическое отношение Евгения и Дианы к всевозможным поэтическим школам, тем не менее скажу, что их поэзия (хотят они того или нет!) является ярким явлением именно волжской - самарской поэтической школы. Явлением, которое в последние годы всё заметнее "от Москвы до самых до окраин" и которым наш регион вправе гордиться. Евгений Семичев - коренной волжанин. А Диана, хотя и приехала в нашу область профессиональным писателем одиннадцать лет назад, как поэтесса российского звучания состоялась всё-таки на земле самарской.
Ну, а Москве-матушке, конечно, большое спасибо за то, что, несмотря на большое число регионов, она находит время и возможность увидеть и поддержать лучших провинциальных мастеров.
От автора
К сожалению, так получается, что многие наши поэты, те же Евгений Семичев и Диана Кан, более известны читателям Москвы нежели Самары. Не думаю, что это нормально. Ведь Самара - не какое-то литературное захолустье, если у нас живут и трудятся поэты, чьё творчество востребовано по всей стране.