Вскоре после назначения на Самарскую кафедру Владыка Сергий побывал в деревнях и посёлках, расположенных в национальном парке "Самарская Лука".
Там предстояло возродить порушенные православные святыни. Заповедные места произвели на Владыку сильное впечатление. "Словно на Афоне побывал!" - делился он. Родилась идея: превратить Жигули в духовный центр Самарского края, как Афон - для Греции и всего православного мира. Это казалось несбыточной мечтой. Но она уже начала воплощаться.
"Выползайте из пещер!"
В 1993 году жители села Подгоры Волжского района создали приходской совет Ильинской церкви и попросили земляков помочь восстановить храм. Так общественность узнала, что полуразрушенная церковь - памятник архитектуры.
Сохранилась легенда о происхождении названия села. Когда-то в пещерах Жигулёвских гор скрывались беглые крестьяне графа Орлова-Давыдова. Переловить крестьян не могли, и правительство с согласия графа объявило об амнистии. Беглым предложили "выползти" из пещер и основать село на правом берегу Волги. Так, говорят, возникла деревня Выползово. Вскоре у подножия Белой горы построили деревянную церковь, рядом со временем образовалось ещё одно село - Подгоры. Здесь же возник Свято-Преображенский женский монастырь Симбирской епархии. Но потом его закрыли, храм стал приходским. В 1865 году взамен сгоревшей деревянной церкви построили каменную.
Монастырь поднимает село
С 1998 года в Подгорах служит священник Владимир Семеной. Поначалу по праздникам и воскресным дням батюшка служил молебны и вместе с прихожанами ремонтировал храм Ильи Пророка. Восстановили колокольню, отремонтировали купола, расчистили территорию. Завезли 120 машин песка и 90 машин чернозема. Люди пожертвовали старенькую "Победу", грузовой ГАЗ-53 и трактор.
С 2003 года трудами игумена Георгия (Шестуна) воплощается мечта о Волжском Афоне. Обустраивалась жизнь в женском скиту. Матушка Анастасия с сёстрами вели строительство, поднимали хозяйство и молились. На призыв о помощи откликнулись благочестивые самарцы и рождественцы: скит обнесли каменной оградой, выстроили сестринский корпус, игуменский дом, трапезную, баню, домик для клира, завершили ремонт храма в честь Ильи Пророка.
Когда копали котлован под новый храм, на глубине двух метров открылись человеческие останки - черепа, кости... В 30-х годах прошлого века в Жигулёвских горах были лагеря, в том числе и для ссыльных монахов, священников. Кости неизвестных страдальцев отпели и погребли по христианскому обычаю.
С 2005 года в Ильинском храме идут ежедневные службы. А весной 2006 года скит преобразовали в Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь. Сейчас здесь 16 насельниц, среди них - две схимонахини.
Как часто бывает, за монастырём стало подниматься село. Застучали топоры, растут новые дома. Меньше стало пьянства, больше уважения и доверия между людьми. Власти проложили дорогу от Подгор к Гавриловой Поляне и еще одну - к храму.
Простоит сотни лет
Рядом с источником пророка Ильи построен храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По оценке специалистов, это шедевр архитектуры. Спроектировал его самарский архитектор Николай Жоголев в традициях северного русского зодчества. На храм ушло 200 кубов спелой ели, срубленной в Тверской области. Камень под фундамент завезли из Сокского карьера. Уникальные мозаичные иконы изготовлены в самарской мастерской Валерия Молчанова из уральских самоцветов - яшмы, чароита, кварца и радонита. Вместе с другими мастерами работал один из лучших в стране специалистов по дереву Дмитрий Арудчев, бывший офицер-вертолётчик. Он вырезал кресты из розового дуба. Арудчев владеет древней технологией украшения куполов лемехами (только в России делали лемеховые купола, собранные из "лепестков"). На большом куполе храма Креста Господня около 1,5 тысячи лемехов! Такого на новых храмах нет больше нигде в России! Архитектор и строители заверили, что "храм простоит не одну сотню лет".
Храм стал главным в недавно образованном Заволжском мужском монастыре в честь Животворящего Креста Господня. Настоятелем его назначен игумен Георгий (Шестун). А строительство не прекратилось. Владыка Сергий благословил иноков строить небольшую церковь для монахов-отшельников, которые поднялись выше в горы. Идёт её отделка.
К человеку потянулось зверьё
Заповедник сохранил христианские названия сел - Рождествено и Воскресенка, есть здесь и Крестовая поляна, Монастырская гора... Монашествующие берегут природу: насельники уже очистили от сухостоя и валежника гору Плаксиху, поддерживают порядок вокруг обители и на источнике, разводят карпа в горном пруду, подкармливают диких животных. К человеку потянулись барсуки, белки, кабаны, приходит даже красавица-рысь.
Кроме Подгор на Самарской Луке действуют православные приходы в Жигулёвске, в селах Брусяны, Большая Рязань, Рождествено. В Винновке строится мужской монастырь, в Новинках восстанавливается старинная церковь. По периметру национального парка Церковь словно зажгла благодатные лампады, врачующие тело и душу.
...На прилегающих к Самарской Луке землях затухает деятельность, вредящая природе: иссякли нефтяные скважины у Ширяево, бывшие колхозные поля вокруг Рождествено и Выползово зарастают молодым лесом, от ферм остались лишь бетонные каркасы. Дирекция национального парка, лесники и экологи этому только рады: в окрестностях больше стало диких животных и птиц, ягод, грибов, лекарственных трав. Местное лесничество всё чаще проводит на пустошах высев хвойных и лиственных саженцев.
- Есть закономерность в том, что с возрождением национального духа оживает и природа Жигулей, - говорили мне в Подгорах, уверяя, что рано или поздно Самарская Лука станет Волжским Афоном.